Музей репрессировали как человека
- Анатолий Александрович, приближается очередной День победы. Как ваш музей готовится к празднику?
- В этом году встреча Дня победы для нашего коллектива является особенной: в 2009 году мы отмечаем 65-летие со дня организации музея. Он является единственным в мире музеем, который был открыт в военное время. И, увы, единственным в мире репрессированным музеем. Его закрыли по печально известному «Ленинградскому делу» в 1953 году. А открыли вновь лишь в 1989-м. И это нынче вторая наша юбилейная дата – 20 лет возрождения музея.
Обо всех страницах жизни музея, включая и трагические, расскажет выставка, которая откроется в майские праздники. В нее вошли некоторые экспонаты из старого музея, фотографии его залов, уникальные рукописные альбомы, письма, заметки тех лет, дневник Тани Савичевой, знамена партизанских дивизий, концертные костюмы артистов фронтовых бригад и многое другое. Нам представляется, что выставка будет очень интересной, и, пользуясь случаем, я хотел бы пригласить всех читателей обязательно прийти и посмотреть ее.
- Слышал, что в 50-е годы приказом властей в музее было уничтожено огромное количество экспонатов. Якобы сейчас осталась лишь сороковая их часть. Интересно было бы узнать, с чем связано такое массовое уничтожение документов героической эпохи? (Дмитрий Третьяков)
- К сожалению, многое в вопросе - правда, и связано это с «Ленинградским делом»: тогдашнее руководство города обвинили в том, что оно принизило роль Сталина в победе над врагом, выдало военные секреты в виде схем и карт боевых действий и заявило об особой судьбе Ленинграда. Хорошее состояние представленного в экспозиции вооружения стало поводом обвинения в подготовке боевых действий против Москвы. Многие люди тогда пострадали. Много было наносного, притянутого за уши, и в результате сложился ореол негатива вокруг музея. И постепенно под предлогом реэкспозиции в 1949 году музей закрыли для посетителей, потом начали сокращать сотрудников. 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина, был подписан указ о ликвидации музея полностью.
На тот период музей был очень интересным, занимал площадь почти 40 тысяч квадратных метров – весь Соляной городок. По посещаемости – полтора миллиона человек в год, - он был вторым после Эрмитажа. И естественно, когда стал вопрос о его закрытии, возникла проблема: куда же деть более 37 тысяч экспонатов? Картины, книги, документы и оружие уничтожили, технику отправили на переплавку. Удалось сохранить лишь часть предметов, которые передали в другие музеи. Когда музей возрождали, все пришлось начинать с нуля, и я не могу сказать, сороковая часть осталась или нет. Но сегодня мы являемся обладателями огромного количества подлинных документов и дневников. Защитники города и блокадники от чистого сердца дарят нам личные вещи, фотографии, предметы блокадного и военного быта. Не имея на момент открытия ни одного экспоната, мы с годами создали экспозицию полностью из своих фондов. У нас есть абсолютно уникальные экспонаты: например, посетители могут увидеть школьную парту, за которой сидела Таня Савичева. Или микрофон, у которого выступала Ольга Берггольц.
«Некоторые проекты пришлось отложить из-за кризиса»
- Анатолий Александрович, а как музей переживает кризис?
- Работа идет, но некоторые из намеченных проектов, к сожалению, отодвигаются на неопределенное время. Например, уже несколько лет мы работаем над концепцией будущего здания музея – по решению правительства города нам выделена площадь, порядка 3,2 гектаров, у Пискаревского мемориального кладбища. Кризис привел к тому, что те денежные средства, которые предполагалось потратить на проектирование, сняты. Поэтому пока проблема нехватки площадей остается нерешенной.
- Вы сказали, что в послевоенные годы Музей обороны был вторым по посещаемости после Эрмитажа. А как сейчас в этом плане?
- Я вам приведу такой факт: у нас на первое полугодие, до середины июля, расписаны экскурсии - практически нет ни одного дня свободного. Посещаемость очень высокая, к нам едет очень много иностранных туристов со всего мира. И не только ветераны Второй мировой войны из Германии, но еще и молодежь, которая интересуется историей. Возраст 20-25 лет среди наших посетителей – не исключение, а, скорее, правило.
- То есть вы не считаете, что молодое поколение совершенно не интересуется историей, что патриотизм – давно забытое понятие?
- Совершенно нет. Хотя бывали случаи: приходит группа шаловливых мальчиков и девочек переходного возраста, которым явно не до музея. Но тут я должен сказать слова признательности нашим экскурсоводам - они умеют взять аудиторию, и когда проходит 40-45 минут экскурсии, уже нет этих блуждающих бесполезных взглядов, а есть серьезная оценка, понимание того, в какое учреждение культуры они пришли.
- Музей – учреждение по своей природе консервативное. И, тем не менее, вы используете высокие технологии в своей работе? (Александр)
- В филиале музея, который, надеемся, все-таки появится возле Пискаревского кладбища, мы мечтаем воссоздать атмосферу блокады при помощи компьютерных технологий. Что я имею в виду? Вот, например, мы показываем лето 42-го года. Город бомбят: воронки, дым, гарь, копоть, жара, - и человек чувствует эти запахи, тепло, ощущает гарь. Или ледовая Дорога жизни: мороз, неуютно, - даже если летом придет посетитель, там будет создана такая атмосфера. Также мы предлагаем создать интерактивные зоны, когда человек, зайдя в блокадный трамвай, сидя в нем, ощущает, что он едет по разрушенному городу или летит на самолете над Ленинградом. То есть такие эффекты присутствия в данной конкретной ситуации данного конкретного периода. Я уж не говорю про звук, про цветовые эффекты. Сейчас подобное возможно, и мы над этим работаем: привлекаем различные организации, институты. Мы выдвигаем идеи, а проработку осуществляют профессионалы.
- Наверное, это дорогое удовольствие?
Блокадное пианино чинили всем миром
- Очень жаль, что уникальные экспонаты музея обороны и блокады Ленинграда видят только жители нашего города. Есть ли возможность у моих друзей из других городов России попасть на передвижную выставку музея? (Ольга Денисова)
- Наш музей активно ездит по стране: мы побывали с выставками практически во всех регионах страны, от Дальнего востока и Сибири до городов Ленинградской области. Наши выставки побывали во Франции, Англии, Италии. Недавно в музее был консул Германии Петер Шаллер, мы обсуждали перспективу на будущий год. Решили сделать выставку в Гамбурге, городе-побратиме. Насколько мне известно, наша инициатива уже включена в городской план мероприятий, которые будут проходить в рамках 65-летия Победы.
- Анатолий Александрович, у вас есть любимая блокадная история, - неважно, героическая или лирическая, - которая затронула душу?
- Мои родители воевали, но жили тогда не в Ленинграде. Я человек, который родился уже после войны, но хочу вам сказать, что тема, которой я достаточно много лет занимаюсь, естественно, близка мне и дорога. И каждый день появляется что-то новое и интересное. Приведу только один пример, - думаю, он будет любопытен и для других людей.
Жители города часто пополняют наше собрание. Года два назад мне позвонила женщина, представилась блокадницей и рассказала, что они жили в центре города, что их бомбили, и они с трудом перезимовали. В своей печурке истопили все: шкафы, ноты… Но пианино, которое бы много тепла дало, женщина сохранила, и оно пережило блокаду. И вот позвонившая предложила нам его взять. Мы организовали транспорт, привезли инструмент, поблагодарили ее. Но встал вопрос: пианино-то расстроенное! А у нас проходят концерты для ветеранов. Есть рояль, но блокадное пианино – это совсем другое! Я обзвонил несколько организаций, просил, чтобы инструмент настроили. И вы знаете, везде мне отвечали, что это будет дорого стоить. Люди не понимали, что речь идет о святом музее нашего города, и как важен для нас этот предмет.
И мне в результате пришлось выступить в средствах массовой информации, рассказать эту историю. Вы знаете, сколько людей откликнулось! Они безвозмездно настроили пианино, и вот уже несколько лет оно звучит. Новый инструмент никогда не будет играть так, как этот. Вот такая история, доказывающая, что петербуржцы по-прежнему особые и небезразличные люди.
Смотрите также:
- На передовой. Михаил Пиотровский - о том, чего музеям стоит война с невежеством →
- Музей над политикой. Михаил Пиотровский об ответственности и халяве →
- Диктат толпы. Михаил Пиотровский о защите культуры силой →