Примерное время чтения: 6 минут
122

Вишневская прощать умеет, но подлость не забывает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26 26/06/2002

В эти дни в Петербурге побывали Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Поводом послужило 75-летие маэстро, которое он захотел отметить в школе искусств, носящей его имя. На праздник пришли друзья Ростроповича Гергиев, Темирканов. Перед знаменитыми гостями выступили юные музыканты. Цветов виновнику торжества подарили столько, что роскошные букеты стояли даже на лестнице его петербургского дома.

Пора вводить цензуру

- Замечательный праздник они сделали, трогательный, - рассказывает Вишневская. - Слава очень доволен. Ему все это нужно, он человек с утонченной душой, ранимый, я вот более жесткая, жизнь научила.

- Да и Ростроповича наша хамская критика тоже сделала жестким - концерты-то в России он больше не дает.

- Писать, что так, как Ростропович, может сыграть каждый студент! Высказываться в пренебрежительном тоне о музыканте, ставшем явлением в музыке ХХ века! Я говорю: "Слава, ну не обращай внимания!" - "Я не могу выходить на сцену, осознавая, что в зале сидят люди, которые ко мне так относятся". Ростропович играет в мире 200, 300 концертов ежегодно, все жаждут его слушать, а здесь, в России, что бы он ни сделал, обязательно появляется негатив.

- В советские времена идеология уничтожала людей, теперь - критика.

- Пора вводить цензуру, абсолютно серьезно вам говорю. Потому что хамство не только безнаказанно возрастает, им еще и бравируют. И это интеллигенция! Не могут поставить себе барьеры, ограничители, необходимые любому человеку...

Я получаю в Париже много российских газет - катастрофа: ерничанье, блатной язык. А реклама, вывески, плакаты, которые по всем городам висят! И еще меня возмущают надписи на иностранных языках - нигде в мире такого нет. Это унизительно для народа.

Подайте городу

- В городе заметны перемены?

- Ну что может измениться, если весь двадцатый век город находился в униженном состоянии? У поэта Агнивцева стихотворение "Санкт-Петербург" заканчивается строчками: "Подайте Троицкому мосту, подайте Зимнему дворцу". Это написано в 17-м или 18-м году, с тех пор город так и стоит с протянутой рукой. Хотя бы люди научились за собой грязь убирать... На днях мы были в квартире на улице Марата, где жил Шостакович. Это же что-то страшное! Нужно осознать, что народ ответственен за город. Если не можешь, не хочешь его сохранять, не имеешь права жить здесь. Уезжай куда хочешь - в тайгу, в деревню.

Наш дом по набережной Кутузова - это же была помойка, коммуналки. Мы купили людям 39 отдельных квартир.

- А помнится, что какая-то женщина не хотела выезжать.

- Не одна, так и живут на третьем этаже.

- Так у вас дом-коммуналка?

- Да. Что я только не предлагала, за стенкой продавалась квартира в два раза больше, уговаривала, что даже не нужно будет паковать вещи, все перенесут. Нет! Живут, ходят по этой лестнице, но ни разу не подмели даже у своей квартиры. И в голову не приходит. Не платят ни за охрану, ни за что. Мало того, пьяные друзья их навещают. Охранники рассказали, что месяца полтора назад драка здесь была, до крови были разбиты физиономии, в три часа ночи милицию вызывали.

- Ну если даже вы не можете оградить свой дом!

- Все равно его люблю, каждый гвоздь, который вбит, каждая тряпочка, которая висит, - по моему вкусу, никогда в жизни не пускала никаких дизайнеров. А мастеров учила даже, как паркет класть, клянусь. Они три раза переделывали, получилось в конце концов блестяще.

Все качают права

- У наших людей психология: ну ей-то хорошо, она богатая.

- А то, что я с 17 лет на сцене, всю жизнь зарабатывала на кусок хлеба, это никому не приходит в голову. Я от государства не получила ни одной квартиры - в свое время мы с Ростроповичем купили кооперативную, - ни дачи, ни даже образования. Но никогда не попрошайничала. Это меня бабушка так приучила - она была простая женщина, но у нее было две заповеди - не воровать и не врать. Из этих заповедей выходит все остальное. А вот приезжаю в Петербург, в Москву - стопки писем с просьбой о деньгах. Ни в одной стране такого нет.

Я в сентябре открываю школу оперного пения в Москве, сама буду давать мастер-классы, обучение бесплатное - так приходит ко мне девчонка: "Галина Павловна, а как же без стипендии?" - "Вас будут учить петь, так еще и содержать надо?" У нас все качают права.

47 лет женаты

- Из шести внуков никто всерьез музыкой не занимается?

- Нет, только для общего развития. Старший, Ванечка, ему 18 лет, заканчивает колледж и в следующем году пойдет в университет. Наверное, по юридической линии.

- Как у внуков с русским?

- Говорят, но с акцентом. Когда приходят к нам в гости, я настаиваю на русском, и они стараются. Всей семьей мы собираемся не так уж часто. Дочь Лена с четырьмя детьми живет в Париже, а вот Ольга с двумя - в Америке.

- Вы возвращаетесь в Париж?

- Сейчас - в Екатеринбург, на ярмарку молодых оперных певцов, я председатель комиссии. Это полезное дело, артисты находят себе работу. Потом - в Москву, заниматься школой, ведь аналогов в мире нет. Это новый метод воспитания певцов, будем готовить с ними партии.

- Так придется снова быть врозь с супругом?

- Из 47 лет, что мы женаты, мы и так больше половины врозь.

- Стоит вам появиться на публике, дамы пристально рассматривают ваши туалеты.

- Никогда не была привязана к модным домам. Все этикетки срезала, даже не думала, что это престижно. Могу и на базаре платье купить, если мне идет.

- Дома, для себя, поете?

- Никогда. Время прошло.

- Вы умеете прощать людей?

- Прощать я умею, но никогда подлости не забываю. Это разные вещи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах