Авария танкера "Престиж", залившего мазутом пол-Испании, заставила вспомнить о недавних ЧП в питерских водах. И на мель у нас садились, и мосты таранили, и борта друг другу дырявили. Однако разговор о безопасности мореплавания - лишь одно из направлений лоцманской войны, уже изрядно подмочившей репутацию морской столицы России. А сама лоцманская война - нечто гораздо большее, чем спор частника и государства.
"Восток" - дело тонкое
В разгар последней навигации вверх по Неве ушел из Питера катер "Восток". Ушел нахально - никто не может шнырять по российским водным путям, не оформив надлежащих разрешений в службе движения. "Восток" ловили, ставили на якорь в порту Ярославль, потом снова отпускали. История попала в газеты. Одна из них даже усомнилась в... нормальности капитана морского порта Санкт-Петербурга, выдавшего предписание задержать катер. Газета, правда, "забыла" при этом рассказать, почему торопился "Восток" и куда он направлялся, отчаливая от набережной Лейтенанта Шмидта.
Принадлежит этот катер питерским лоцманам - еще недавно помогал им добираться до судов, проводимых по фарватеру. А направлялся в порт Темрюк, куда был продан против воли лоцманов. Сделка к настоящему моменту уже аннулирована инстанцией Арбитражного суда, выписан исполнительный лист о возвращении посудины в Петербург. Договор с портом Темрюк подписал Владимир Егоркин, считающий себя генеральным директором ЗАО "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" (ОМЛП). Однако устав этого "Общества" предписывает избирать гендиректора из числа акционеров, каковым гражданин Егоркин не является. Таким образом, "Восток" был продан человеком, который не имел на это права - отсюда и торопливость.
Служба - службой
Попытка сбагрить по-быстрому катер - лишь очередной эпизод в лоцманской войне, начавшейся с развалом СССР и продолжающейся по сей день. В начале 90-х державе стало не до спецов по фарватерам. Но корабли в питерский порт худо-бедно заходить продолжали, и бывшие казенные лоцманы создали собственную, негосударственную "контору", которая благополучно прослужила им крышей вплоть до прошлого лета.
Когда Россия вспомнила, что лоцманский сбор с одного только питерского порта дает около 10 миллионов долларов в год, а используется для этой деятельности инфраструктура, созданная и поддерживаемая государством, казенную лоцманскую службу решили возродить. К настоящему моменту подавляющее большинство членов "Общества" вновь обрело статус "государевых людей" и работает в Морской администрации Петербурга (МАП). Причем к сегодняшнему дню развеялись все страхи, которые летом 2001-го одолевали "самостийных" судопроводчиков и заставили их поддержать знаменитую забастовку, устроенную руководством ОМЛП.
В деньгах лоцманы поначалу кое-что потеряли. Но затем создали мощный профсоюз, и сегодня в Государственной лоцманской службе при МАП самые квалифицированные и начинающие лоцманы вернулись на уровень "вольных хлебов". Лоцманы средних категорий получают чуть меньше прежнего, однако и работают меньше: 2 суток на службе и 6 дома, а раньше было 3 через 5. Появилась давно забытая возможность отдохнуть летом, в пик навигации. По своим условиям и технической оснащенности государственная служба уже превзошла прежний уровень "частников". Катеров стало больше - 15 единиц (у ОМЛП было 4 плюс 3 на воздушной подушке). Автопарк чуть меньше, чем был (лоцманам приходится много мотаться и по суше), но не из-за бедности, а из-за более высокого уровня организации развозок. Кроме того, если в ОМЛП работало меньше сотни человек, то государству служат около 150. И обслуживают они, помимо питерского, еще и новые порты на Балтике - Высоцк, Приморск, Усть-Лугу.
Еще одна "сказка про разницу" гласит, что в ОМЛП работали настоящие профессионалы, а как взялись за дело государевы неумехи, так и начались в порту неприятности. Однако квалификация тут ни при чем - суда проводят те же самые люди, что и прежде, а вот судозаходов стало больше (как-никак, грядет юбилей). И если поделить их количество на количество происшествий, выяснится, что аварийность в питерском порту осталась на прежнем невысоком уровне, а в процентном отношении даже уменьшилась.
Горки рьяного Егоркина
С государственной лоцманской службой Владимир Егоркин воюет сегодня практически в одиночку. Трудно сказать, для кого он добивается права на негосударственную проводку - сам он уже лет 10 суда не водил и квалификацию в соответствующих комиссиях не подтверждал. Отвыкли от работы на фарватере и его соратники, но на бумажном фронте сражаются рьяно - по слухам, дошли даже до Конституционного суда РФ.
Парадокс состоит в том, что сам Егоркин, активно участвуя в начале 90-х в создании ОМЛП, с пеной у рта доказывал где только мог, что лоцманская служба может быть только одна. И эта точка зрения соответствует здравому смыслу. Существуют области деятельности, у которых не может быть альтернативы, что называется, по определению. Пожарная служба, например - не звонить же людям при пожаре по разным частям, сравнивая цены на услуги и кубометры пены. Точно так же не могут соревноваться и лоцманы, иначе на акватории начнется борьба за клиента, и вот тогда аварии пойдут одна за другой.
Но Владимир Егоркин забыл как будто, на чем стоял вчера, и не заметил, как съехал с горки в яму. Яма, впрочем, может оказаться глубокой, и одной попыткой незаконно продать "Восток" дело не ограничится. Питерские лоцманы давно пытаются добиться от своего, теперь уже бывшего руководителя, куда подевались заработанные ими миллионы. "Ассоциация морских лоцманов России" (АМЛР), президентом которой до недавнего времени был тот же Егоркин В.И., даже обратилась с просьбой о помощи в прокуратуру, поскольку в ревизионную комиссию Ассоциации документы о финансово-хозяйственной деятельности экс-президент не представлял аж с 1999 года.
Кстати, на внеочередной конференции Ассоциации новороссийские лоцманы выдвинули версию, представляющую главного борца за частное лоцманское дело в совершенно новом свете. По их мнению, крест на негосударственной лоцманской проводке в России помог поставить... Владимир Егоркин. Когда вопрос еще не был решен окончательно, бывший глава АМЛР вместо решительных действий в защиту товарищей-лоцманов повел переговоры с Минтрансом. Их целью было заручиться поддержкой некоторых чиновников, подчинить лоцманские службы портов совету АМЛР и затем открыть при Минтрансе представительство Ассоциации. Егоркину это гарантировало "теплое" место не ниже уровня замминистра, а его "помощникам" - пожизненные должности руководителей лоцманских служб. Но когда Минтранс все взвесил, выяснилось, что выгоднее будет не общаться с "посредниками", а вернуться к государственной лоцманской службе.
Кто заказывает музыку?
Нынешние попытки обмазать словесным "мазутом" государственную лоцманскую службу можно было бы счесть лаем собаки на идущий караван. Однако возобновление лоцманской войны слишком уж органично вписывается в кампанию, имеющую цель дискредитировать весь питерский порт. Слишком уж последовательно на руководство МАП сыплются обвинения в неправильном расходовании средств, в проведении не тех работ на фарватере. Теперь вот припомнили и "Престиж", стоявший незадолго до аварии на питерском рейде. Причем радеют критики, естественно, о безопасности Петербурга в канун его 300-летия.
Лоцманская война, таким образом, сама превращается лишь в эпизод большей войны - за порт и власть над ним. Это война другого масштаба, и цена победы в ней очень высока. Грузообороты растут, популярность Петербурга в мире - тоже, после торжеств по случаю 300-летия она вырастет еще больше. Промышленные предприятия на Васильевском острове, расположенные в устье Невы, довольно скоро уступят свое место новым причалам, отелям, бизнес-центрам, ресторанам. Для ведущих эту войну важен любой повод задеть нынешнюю Морскую администрацию Петербурга. И прочно стоящая на ногах государственная лоцманская служба - только одна из мишеней.