Питер - единственный город в стране, да и в мире, в котором есть Филармония джазовой музыки. И все равно такое ощущение, что в наше время джаз ушел в подполье: споры вокруг него давно затихли, по ТВ музыка не звучит, из всех радиостанций интересуется джазом только элитарный "Эрмитаж". Даже звезды уходят в более раскрученные и доходные жанры, как, например, Лариса Долина - в попсу. Но есть и пополнение: Филармония ежегодно проводит конкурс молодых исполнителей, многие из которых остаются верны джазу. Певица Виктория Урусова была победительницей конкурса, с тех пор у нее благодаря Давиду Голощекину регулярные сольные концерты в Филармонии, кстати, ближайший - 15 декабря. Но чтобы заработать на жизнь, она поет в "Астории", где мы с ней и встретились. По словам Виктории, большинство джазменов зарабатывают в ресторанах, где нужна живая музыка, на презентациях, банкетах. Ничего унизительного в этом нет, выступления в "Астории" - как концерт: "Недавно были бабушки-американки, они пришли в восторг, просили: "А вот это спойте, а вот это!"
Ну а Джаз-филармоник-холл - по мнению Виктории, это место, где "музыкантам хорошо, все рады друг друга видеть, помогают с работой. А сколько разговоров о музыке! Вот только что выступила звезда мирового джаза Билли Кобэм, так и до приезда и после - только и обсуждаем".
- Американцы остаются учителями?
- Конечно!
- А нет чувства безнадежности, что у русских все равно так не получится?
- У нас есть музыканты очень высокого класса, которые уехали в Америку и успешно там играют. Хотя, конечно, мы воспитаны на другой музыке, даже ритмические ощущения другие. У джазистов есть такая шутка: попробуй-ка заставить негра спеть романс или частушку. Существует черный и белый джаз, черные певицы поют по-иному, чем белые, это совсем другая энергетика, другие голоса. Нам не стоит стремиться к подражанию негритянскому пению, вот с белыми потягаться можно. Конечно, многому учусь у великой Эллы Фицджеральд. Так, она всегда подготавливала свои знаменитые импровизации, я тоже серьезно к этому отношусь, понимаю, что с бухты-барахты ничего не получится.
- В чем особенность джазовой певицы?
- Вот когда видишь американок - это же суперположительный заряд, темперамент. Джазовая певица не может спокойно стоять, как камерная или оперная, она - живчик.
- Почему популярность джаза не растет?
- Я бы так категорично не говорила, в городе кроме Филармонии успешно работают небольшие джаз-клубы. Но, конечно, джаз - музыка легкая по ощущениям, но сложная по своему "нутру", глубокая. Кроме того, у исполнителей нет спонсоров, раскрутки, возможности записать диск. Да еще и поем по-английски. Но и в Америке популярность джаза не так уж высока. Вообще, мне кажется нормальным, что во всем мире лидерство у поп-музыки.
- Что за публика приходит в Филармонию?
- Публика чаще всего ходит на имена. Или забредает из интереса, узнать, что же это такое - Филармония джаза. Новичка сразу узнаешь: знаток после каждого соло хлопает, а новичок удивляется. Бывает, не разморозить публику, а бывает, один человек всех заводит, другие видят, что можно себя так вести, и давай тоже.
...Мы, джазовые музыканты, живем в своем мире, и нам хорошо. Только было бы побольше концертов.