Примерное время чтения: 4 минуты
83

"Хулиганствующие виртуозы"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 06/03/2002

- так назвали "Терем-квартет" на афишах в Екатеринбурге. Организаторы гастролей - местная филармония, одна из самых академичных в стране - решила себя обезопасить, мол, мы публику предупредили. А музыканты не в обиде: "Хулиган - это человек, нарушающий границы. Вопрос в том, какие и зачем. Хулиганы бывают и хорошие, как дети". Народ пришел, а на следующих гастролях афиши не вывесили вовсе, сэкономили, потому что были уверены: аншлаг и так обеспечен.

Россия

- По нашим наблюдениям, люди настолько устали от попсы, что с радостью идут на живое исполнение, - рассказывают музыканты. - В таком масштабе, как мы, по стране мало кто из исполнителей ездит, разве что та же попса, но и она стадионы уже не собирает. В Москве у нас тоже аншлаги. Какая публика приходит? Традиционная для филармоний и новая, необычная для таких залов. Как-то в провинции пришел местный "авторитет", хотя его и называли бизнесменом, внешне - бандюган бандюганом. Весь концерт он просидел сосредоточенно, а когда мы заиграли сюиту на городские беспризорные темы - вот тут поймал кайф, чуть не прослезился.

И вот что мы заметили - там, где во главе филармоний стоят "народники", какие-нибудь бывшие баянисты, - они очень активизируют местную жизнь. Вот молодой город Ноябрьск в Зауралье - музыкальная школа такая, какой мы на Западе не видели, и управляется народником. Так там оркестр, в котором играют все педагоги - скрипачи, пианисты. Представляете, домристка берет скрипку и играет рондо Сен-Санса с оркестром русских народных инструментов.

Заграница

- С 1991 года наши диски продаются по всему миру, там же и гастрольные маршруты пролегают, и на концерты приходят "местные", а не эмигранты. Одна из последних любопытных историй - отношения с Ригой. Директор Латвийской национальной оперы как-то попал на наш концерт в Капелле. После первого же отделения прибежал за кулисы договариваться о гастролях. А у себя дома, чтобы продать билеты, предпринял неординарный шаг, выступил по ТВ с призывом: "Если вы мне верите, вы должны прийти!" Публика пришла, а по окончании концерта - встала. Директор потом пояснил, что такое проявление эмоций не в характере народа. За три года его директорства это было впервые.

Мы скоморохи

- В чем секрет успеха? С таким подходом, как "Терем-квартет", никто не играет. Как правило, у музыкантов главная цель - показать выразительные средства инструмента, играют классику серьезно, но как можно быть серьезным, если на балалайке исполняешь Баха? Мы все делаем с юмором - эти черты присущи русской культуре испокон веку. Вот скоморохи, они все превращали в перевертыш, существовали вне системы, вне порядка, были свободны. Между прочим, с уничтожением скоморохов в XVII веке исчезло профессиональное исполнительство на домрах, гуслях, гудках, рожках. Эти профессиональные инструменты были сожжены, скоморохов уничтожили. Тогда простые мужики стали мастерить примитивные инструменты из подручных материалов вроде тыквы, чтобы хоть потренькать после работы. Само слово балалайка - вслушайтесь, это же "ла-ла-ла".

Мы хотим вселять радость, энергию. Люди после концертов признаются: "Ваша музыка физически ощущаемая, возникает прилив сил, как заново родился. Хватит на год!"

К 300-летию Петербурга мы придумали свой проект - музыкальный десант по стране вместе с другими музыкантами, к примеру с певцами Мариинки. С балетом? Почему бы нет? "Умирающий лебедь" в исполнении "Терем-квартета" - это же классно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах