Вся российская попса делается в Москве. Это индустрия с участием звезд, продюсеров, композиторов, поэтов: все друг друга знают и не пускают чужаков.
Тем интереснее впечатления петербургского поэта Юрия Баладжарова, песни которого поют Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Эдита Пьеха. При этом Баладжаров - автор нескольких сборников, член Союза писателей, награжден Золотой пушкинской медалью "За сохранение традиций в русской литературе", преподает русский язык и литературу в школе города Коммунар.
Железобетонное имя
- Юрий, вы серьезный поэт, а пишете немудреные тексты песен, это компромисс?
- Я думаю, на такой компромисс идут все. Долина со своим любимым джазом билась во все двери, и что? Вернулась в попсу, сделала себе железобетонное имя, и теперь может в одном отделении петь попсу, а в другом все-таки джаз.
К песне я отношусь не так трепетно, как к поэзии. Поэзия - это вечное, а песни - однодневки, сегодня спели, завтра забыли. Это конвейер, и не мое личное, а коллективное произведение. Песенные стихи я не стану читать на творческом вечере: без музыки они звучат как ахинея. И никогда не буду гордиться: "Это моя песня, вы слышали?"
- Как же вы попали в шоу-бизнес?
- Началось с романса. Был один на музыку Владимира Завещевского, который очень нравился Андрею Павловичу Петрову. Он подтолкнул к тому, чтобы романс прозвучал на традиционном фестивале "Весна романса", где получил диплом. Потом возникли творческие связи с Эдитой Пьехой - она выбрала для себя песню "Прощаться не будем". Но, конечно, эстрада в Петербурге, и отношения людей между собою, совсем не такие, как в Москве. Здесь я могу и подарить песню, к примеру, Татьяне Долгополовой, обладательнице уникального голоса. В Москве такое исключается, там все продается и покупается. Приезжаешь - только и смотрят, что с тебя можно взять. И найдут момент, чтобы уколоть - песня такая-то вон уже сколько крутится в хит-параде, а твою уже не помнят. Москва самодостаточна, пришельцев плохо принимает. Конечно, легче работать, когда все под рукой - бригада из продюсера, поэта, композитора. Деньги из Москвы не уходят. Мне повезло, что мы нашли общий язык с Владимиром Евзеровым, композитором Валерия Леонтьева.
- Наверное, питерские коллеги вам завидуют, считают, что шоу-бизнес вас озолотил?
- Да, считается, что я удачливый. Никто не знает, сколько нервов и напряжения это стоит, да и унижения. Впрямую не унижают, но я не чувствую себя в Москве хозяином. Значимым и любимым человеком я чувствую себя в школе. Здесь мое знание современной эстрады помогает общению с ребятами.
Право первой ночи
- Шоу-бизнес помогает материально выжить?
- Да, к примеру, есть такое понятие "право первой ночи", это когда певец покупает песню. Работает и "авторское право", хотя, к сожалению, не так эффективно, как в советское время. Певцы обязаны подавать рапортички, но делают это не все, да и левых концертов много. Есть певцы, которым настолько лень заполнять рапортичку, что они ксерокопируют одну, столетней давности. Хотя и песен этих уже не исполняют, и авторы поумирали.
- Время от времени в СМИ просачивается информация о том, что певцы не хотят платить и за "право первой ночи". Композитор Евзеров рассказывал, как вас с ним обманул Киркоров.
- Да, с песней "Маленькая моя". Киркоров ее года три держал, а потом на десятилетие свадьбы с Пугачевой исполнил как свой подарок. Когда встал вопрос об оплате, заявил: "Это наши семейные радости", но вдруг я слышу - песня постоянно крутится на "Русском радио". Две тысячи раз прозвучала только на этой радиостанции, я уже не говорю о других. Песня стала популярной, так что какие уж тут "семейные радости"!
- Так есть в шоу-бизнесе честные люди?
- Валерий Леонтьев - самый порядочный, отзывчивый, чувствительный, понимающий из всех певцов. На последнем его диске есть моя песня "Назови меня любимым". У нее такая история: Леонтьев всегда отмечает свой день рождения 18 марта концертом в "Октябрьском". И вот ему захотелось, чтобы была песня о дне рождения. Евзеров позвонил мне, у него уже была музыкальная заготовка, я накидал текст. Леонтьеву песня сразу понравилась, он ее записал и исполнил в БКЗ.
- Но, значит, певцы имеют право песни "мариновать"?
- Алла Борисовна держит песню уже четыре года, мы никому не можем ее отдать. С другой стороны, понимаешь, что лучше Пугачевой никто не споет.
- За песню она заплатила?
- Пока нет. Я написал, наверное, уже песен сто, если из них удалось продать песен 20 - это хорошо. Не так давно у меня была встреча с Витасом, его продюсер выбрал нашу с Евзеровым песню, но они посчитали, что она стоит слишком дорого. Если бы был питерский композитор, мы бы пошли на уступки, но Евзеров уперся.
- Песню покупает певец или продюсер?
- Если певец первой величины, как Леонтьев, то решает он. А есть исполнители, которые ничего не решают. То, как сейчас поет молодежь, к творчеству имеет мало отношения. Ну, и опять-таки, засветятся с одной-двумя песнями, и куда-то пропадают.
- Как вам кажется, почему махина шоу-бизнеса работает исключительно на упрощение и "оглупление" песни?
- В эти рамки поставила нас жизнь: певцов много, материала много, все это быстро меняется, чуть ли не за месяц. Любим песню - и забыли, уже пошла другая. Обидно, конечно, что все поставлено на поток, ставка на сиюминутность. Это понимают все - поэты, композиторы, певцы, и сознательно, наверное, на это идут.
- У поэта главная задача - попасть в формат?
- Если формат 3 минуты 10 секунд - все, лишнее отрежут, или вообще песню не возьмут. Так что попробуй не попади!