Первый в истории Петербурга форум "Ритуальное пространство культуры" прошел на философском факультете СПбГУ. Он начался с открытия памятника Розанову в виде кукиша, направленного в небеса.
Этот философ был силен не логическим мышлением, а каким-то безошибочным мыслительным нюхом. Сам Василий Васильевич писал когда-то: "Не ставьте памятника Розанову, ставьте памятник носу Розанова". Однако Нос гоголевского майора Ковалева первым освоил петербургское скульптурное пространство, поэтому университетские философы руководствовались другим желанием своего духовного учителя - видеть себя "показывающим зрителю кукиш".
Этим оригинальным жестом молодые философы призывают общество осознать естественность соседства карнавального неистовства с шедеврами классического искусства. Одно без другого не существует. Философы утверждают, что сакральное непременно пересекается с непристойным, а большинство этнографов уверено, что сакральное и профанное часто не различаются.
"В современной культуре игра и ритуал неотделимы, - говорит один из инициаторов проведения форума, главный редактор издательства "Евразия" Владислав Трофимов. - Ярчайший пример. Толкиенисты, начав играть в хоббитов, придумали свой мир, разработали ритуальные правила, а потом забыли о том, что это игра. Как только забыли, так сразу перешли в область ритуала".
То же самое, уверен Владислав Трофимов, случится и с розановским кукишем, который будет выставляться на свет только перед студентами-дипломниками с целью погружения их в сакральное пространство науки. В течение двух-трех лет разовые появления на свет божий скрытого от посторонних глаз памятника будут напоминать игру, затем это станет ритуалом посвящения студентов-философов, подобным древнему обряду инициации.
"Профанация!" - воскликнет кто-то. Не без того. Но профанация, имеющая сакральное начало. Игра, финал которой зафиксирует ее как появление нового ритуала. Вот этот переход от одного к другому в современных условиях бытия и есть предмет, интересующий философов более всего.
Пытались ли вы когда-нибудь связать два понятия - "жертвоприношение" и "взятка"? Наверное, нет. А ведь взятка - это не что иное как профанация древнего обряда. Заклание кого-либо или чего-либо имело в перспективе надежду на благоволение со стороны божка или идола, принимающего жертву, к какой-то общности людей. При взятке в роли всесильного божка выступает, как правило, заурядный человечек, нечистый на руку чиновник.
Осмысление новых реалий времени не осталось без внимания молодых философов. Но ответов, что такое хорошо и что такое плохо, не предполагалось. Были вопросы, располагавшие к диалогу. Это и нужно философам. А ответы даст сама жизнь.