Мания Флеминга
Желание поработать с необыкновенными танцовщиками было так велико, что Флеминг, прекрасно понимающий положение в России, отказался от гонорара, ну а насчет жилья поставил самые скромные условия, лишь бы были постель и душ. Собрав все силы и возможности, "единственная в мире труппа" смогла найти средства на одноместный номер в "Октябрьской", кормить знаменитость взялся граф Осинцев в своем ресторане "Кэт". За две недели балет "Взгляд со стороны" был поставлен. Название придумал Флеминг, объяснив, что танцовщики должны показать все, на что способны, да еще и умудриться увидеть себя со стороны. Сам Флеминг увидел в Петербурге такое, что подвигнуло его на осмысление балетного искусства: "Я понял, почему у Петипа такие прекрасные линии в спектаклях - это влияние города".
Мания Жизели
- Первое отделение спектакля бессюжетное, в типично американском баланчиновском стиле, Кристофер ведь долгие годы был премьером в труппе Баланчина, - рассказывает Валерий. - Мы танцуем неоклассику, модерн, и на пуантах, и в мягких туфлях. Ну а второе - в нашем традиционном пародийном стиле. Начинается с "Жизели", когда лесничий Ганс убегает за шпагой графа Альберта, а возвращаясь, попадает: в "Коппелию". Он ищет Жизель, но возникает "Лебединое озеро", и бедная Одетта цепляется: помоги! В "Щелкунчике" приходится спасать Машу от Короля мышей, а в "Спящей красавице" вместо Авроры на ложе наконец-то оказывается Жизель! Мы танцуем классический хореографический текст, только наполняем его немного другим смыслом и создаем комические ситуации. Партия Жизели - моя.
Мания дороги
- С Кристофером работали в конце августа, потом репетировать пришлось лишь урывками, потому что гастрольная жизнь оказалась насыщенной как никогда. Осень - самое тяжелое время: холодно, но еще не начался отопительный сезон. В Ярославле и Вологде в зале ветер гулял, люди сидели в пальто, а мы танцевали полуголые. Потом были Норильск, Красноярск, Иркутск - там полегче, потому что уже затопили, а позже города средней полосы России, Москва - опять холодрыга. А поезда! Наши-то еще неплохие, а на украинском едешь, и поезд на ходу разваливается. А в Белоруссии как-то за ночь пришлось сменить три вагона, потому что в них отказывало отопление. Артисты простуженные, но деваться некуда, надо ездить, да и во всех городах - аншлаги!
Мания пуантов
- Как мужчины начинают танцевать на пуантах? Конечно, нужно иметь стопу, которая позволяет, но еще и настоящий актерский азарт. Если есть интерес, как это сделать, мгновенно получается. Бывает, приходит новичок и заявляет, что хочет танцевать только мужские партии. Если я подмечаю в человеке этот вот актерский азарт - беру. Проходит месяц, он видит, как все работают, и сам встает на пальцы.
Пары пуантов хватает артисту на один спектакль. Туфли такие же, как у балерин, только мастера кладут двойную стельку, иначе они не выдерживают веса артиста, ломаются. Пуанты делаются вручную, они дорогущие. Поначалу с туфлями таких больших размеров были проблемы, теперь у каждого артиста есть своя колодка, а мастерам все равно, какой размер изготовить.
У нас в труппе нужны не только повышенные физические данные - нужно обладать актерским даром. К сожалению, явление в наше время редкое. Вот выходят из Вагановского прекрасно обученные ребята, но у них на глазах шоры - только Мариинский театр! Будет с опахалом стоять 8 лет, еще 20 - в последней линии кордебалета, и не подумает, сколько возможностей в жизни упустил. Я почему в свое время ушел к Эйфману? Стал задыхаться, поняв, что до конца дней буду танцевать "Лебединое озеро", "Жизель" и "Спящую красавицу": У Эйфмана стал первым исполнителем многих партий, отработал 14 лет.
Мании не было
- Когда представилась возможность создать свою труппу, вовсе не думал о мужском балете. Просто так случилось, что мужской состав подбирался приличный, а с балеринами было совсем плохо. Кроме того, не хотелось повторять репертуар всех небольших трупп - все эти па-де-де из балетов, да еще на таком уровне, что смотреть невозможно. Последней каплей стало приглашение на спектакль такого вот коллектива, что они творили! Особенно балерины. Я с досадой подумал: да возьми мало-мальски подготовленного мужика, порепетируй с ним, объясни, что, зачем и как, - он лучше сделает! У меня и опыт небольшой был - на Восьмое марта готовили для девочек капустники, танцевали лебедей на пальцах. И я подумал, а что, если сделать классику в пародийном стиле, но очень профессионально? Правда, сразу решил: если получится пошло, вызовет отрицательные эмоции - ни в коем случае на публику этого выносить не буду!
Поначалу хореографы, услышав, что у нас мужской балет, ссылались на занятость. Я их понимаю, никто же не знал, во что эксперимент выльется. От безысходности стал ставить сам. Теперь работаем с ведущими балетмейстерами, к примеру с Эдвальдом Смирновым. Он, кстати, сказал, что в нашей труппе впервые увидел то, что хотел поставить. Балетмейстеры, убедившись, что мы работаем на уровне, сами звонят. Теперь уже я могу выбирать.