До начала отпускного сезона, когда железная дорога снова окажется в центре внимания, остается всего ничего. Многим еще памятны прошлогодний дефицит билетов на поезда дальнего следования, чехарда в расписании пригородных электричек. Руководство Октябрьской железной дороги заявляет: нынешнее лето будет лучшим, но не идеальным - на исправление всех бед нет ни денег, ни времени.
Нет ли лишнего билетика?
Прошлым летом из города было просто не уехать, а главными виновниками называли перекупщиков, через руки которых проходило до половины всех железнодорожных билетов.
По словам бывшего замначальника Северо-Западного УВД на транспорте, а ныне главы новой службы по связям с общественностью ОЖД Виктора Корсакова, радикальных путей борьбы с перекупщиками, по сути, нет:
- Раньше в УК были статьи о спекуляции. Тех, кто перепродавал билеты, по ним и судили. Теперь этих статей нет. Одно время мы задерживали перекупщиков за приставание к гражданам и мелкое хулиганство. Суды такие дела принимали, но потом прокуратура посчитала, что привлекать по этой статье нельзя, и все снова стали спускать на тормозах.
Железнодорожники прекрасно знают, по каким схемам работают перекупщики, как они заранее бронируют билеты и что это невозможно без "дружбы" с кассирами. Но отловить и, главное, засудить сотрудничающих перекупщиков и кассиров невозможно. Поймать момент, когда, например, первые дают взятку вторым, не получается. Единственное, что в этой ситуации может предпринять начальство дороги, - строжить подчиненных. Так, прошлым летом начальник Московского вокзала получил строгое взыскание, неблагонадежные кассиры были уволены. В этом году также резко сокращено количество бронируемых билетов. Однако все это не панацея. По словам пресс-секретаря ОЖД Андрея Гурьева, надо устранять главную причину - дефицит билетов, порождаемый дефицитом поездов. Сегодня ОЖД не хватает около 500 вагонов.
- Часто люди жалуются: заказали билет за 45 суток, стояли первыми в очереди, а потом оказалось, что билетов нет, - рассказывает пресс-секретарь. - Как такое возможно?.. Есть единая электронная система заказа билетов, куда поступают все заявки. Допустим, имеется некий поезд Петербург-Москва, на который стоит куча заявок. Утром открываются кассы, поступают первые заказы, и поезд раскупается в считанные минуты. Но техника в кассах не идеальная, компьютеры часто зависают. И если, например, на канале Грибоедова компьютеры "зависнут" минут на сорок, то даже если вы стояли первым в очереди, билета для вас уже не будет - все разберут. Мы, конечно, покупаем новые компьютеры, улучшаем связь, но: Надо, чтобы вместо одного поезда было десять. Тогда и билетов на всех хватит, и перекупщикам делать будет нечего.
Увы, этих девяти дополнительных поездов мы пока не получим - денег нет. А нет их потому, что возить пассажиров по-прежнему убыточное занятие.
Льготная удавка
По словам Андрея Гурьева, для того, чтобы поезд Петербург - Москва, не был убыточным, билет на него должен стоить как минимум в два раза дороже. Но все можно решить и без резких скачков цен. Сейчас на поездах катается 60 категорий льготников, за которых никто не платит.
- Если бы за льготников платили их ведомства, собесы и прочие, то мы уже сейчас вышли бы на нулевую рентабельность, - уверяет пресс-секретарь. - Еще заработали бы на сопутствующих услугах и получили бы прибыль.
Чуть лучше обстоят дела с электричками, где железнодорожники получают хоть какую-то компенсацию.
В частности, летом почти половину пенсионеров оплачивает бюджет Петербурга. В этом смысле город один лучших плательщиков. Ленобласть, например, платит крайне плохо. Но все равно это только половина, и только за пенсионеров, и только летом. Все же остальное оплачивает дорога, и именно из тех фондов, откуда можно было бы направить деньги на покупку новых поездов.
Надежд на изменение ситуации пока мало, поэтому ОЖД пытается своими силами повысить доходы, например, заставив людей хоть что-то платить за проезд в электричках. Для этого и ставят турникеты на вокзалах и перестраивают службу контролеров.
Новая арифметика для "зайцев"
После того как на Финляндском вокзале поставили турникеты, сборы в кассах выросли вдвое. Приободренные успехом железнодорожники готовы и дальше двигать этот проект. Понятно, что пассажир, который раньше ездил "зайцем", например, в Приозерск, и теперь вряд ли возьмет полный билет. Но чтобы попасть в электричку, ему приходится как минимум платить три рубля до первой зоны. А поскольку без билета и с вокзала не выйти, то надо платить как минимум шесть рублей за билет "туда и обратно". Тот, кто приехал без билета, должен пойти в "выходную" кассу, заплатить штраф за безбилетный проезд и купить билет, пусть и минимальный, но это лучше, чем ничего. С паршивого зайца, как говорится, хоть шерсти клок.
Потому и собираются ставить турникеты теперь на станции Удельная. Понятно, что полностью ее не заблокируешь, но ведь не все ради бесплатного проезда захотят прыгать по рельсам и искать лазейки.
В электричке же "зайцев" будут поджидать контролеры, которые в этом году станут строже и честнее. Ведь сегодня многие ревизоры собирают с "зайцев" по пятерке или десятке, не оформляя квитанций и складывая "штрафы" в карман. Теперь, по словам Андрея Гурьева, выделенный прежде в отдельную службу ревизионный аппарат возвращают в структуру пассажирской службы. За контролерами снова будет серьезный надзор, более того, планируется организовать службу контроля за контролерами.
- Впрочем, психология пассажира такова, что он и из честного ревизора сделает нечестного, - говорит Андрей Гурьев. - Зарплата у них невелика, 2-2,5 тысячи рублей, и кто же откажется от лишних денег. Мы, конечно, увольняем тех, кто замечен в подобных делах, но новых-то набираем из того же контингента.
В общем, этим летом железнодорожники в очередной раз готовятся вступить в неравный бой с пассажирскими массами, которые упорно не могут понять, что электричка - это такой же коммерческий транспорт, как, например, маршрутное такси.
P.S. В этом году не будет четкой даты перехода на летнее расписание электричек. Постепенно, уже с этой недели, начинают прибавлять число поездов, которых к лету будет на четверть больше, чем зимой. Исключение составит направление на Волховстрой. Там в этом году планируются большие ремонтные работы, поэтому электрички будут ходить по зимнему графику. Правда, чтобы хоть как-то компенсировать неудобства, поезда удлинят с 8 до 10-12 вагонов.