Примерное время чтения: 5 минут
79

Бизнес на колесах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 15/05/2002

Проводникам вообще-то не позавидуешь, полжизни на колесах. Тесное купе, опостылевшие пассажиры, да и зарплата всего 9 рублей 81 копейка в час - не разгуляешься. При этом проводник в ответе за все. Спер кто-то одеяло или простыню - вычитают с проводника, разобьют мальчишки окно - опять высчитывают с него же. А с кого еще? С начальника поезда, что ли?

"Зайцы" с "тампаксом"

В общем, жить проводникам как-то надо, вот и приходится искать "левые" приработки.

Халтуры бывают относительно честные и не очень. Первая из честных - передача посылок. Конвертик стоит 50 рублей, документы и небольшие пакеты - сотню. А вот за груз побольше проводник может взять и 500 рубликов. В один вагон, даже заполненный пассажирами, может влезть очень много всего, ведь всяких люков и рабочих закутков в поезде навалом.

Второй более-менее честный способ - взять "зайца". Летом билетов не достать, особенно на южных направлениях, этим и пользуются проводники. За 2-3 тысячи они с удовольствием подхватят на борт кого угодно. Но возникает резонный вопрос: куда же помещают этих безбилетников? Во-первых, в служебное купе, в этом случае сам проводник спит в щитовой. Во-вторых, 53-е и 54-е места в плацкарте, как правило, бронируются начальником поезда для милиционеров и ревизоров, и многие рискуют сажать туда "зайцев". А если законные хозяева мест все же явятся, то "левого" пассажира запихивают куда-нибудь на третью полку или все в ту же щитовую.

Засыпаться на таких заработках легче легкого, если не договоришься с ревизором. Обычно с ним можно договориться за 200-500 рубликов.

Менее честные, но все же безобидные заработки выглядят так: сбегать на рынок, накупить по дешевке чай, пиво и прочую снедь, а потом продавать это пассажирам по установленным железной дорогой ценам. При этом то, что выдается для продажи официально, возвращается на базу как нереализованное.

Еще можно торговать "тампаксами", так на поездном жаргоне называют гигиенические наборы. Номер 1 - это одноразовый стульчак на унитаз (правда, эту штуку проводникам почему-то не выдают), а номер 2 - пакет с мылом, расческой, салфетками. "Тампакс ≤ 2" входит в стоимость билета только в фирменных составах, в остальных поездах его продают. Вот только почему-то частенько стоимость набора оказывается завышенной раза в два. Точно так же могут накинуть 5-10 рублей на цену постельного белья.

Страшная тайна

У проводников имеется и ужасная тайна от нас, пассажиров. Оказывается, во всех поездах имеется: душ! Он существует в туалете со стороны купе проводников. Там в потолке есть люк, который надо открыть и прикрутить к крану душевую насадку. По идее, этот душ предназначен для всех, но проводники предпочитают экономить воду. А уж если все-таки дадут пассажиру им воспользоваться, то не меньше чем за 100-150 рублей.

Самый распространенный вид заработка - выдавать пассажирам грязное белье под видом чистого. Делается это так: из Питера все едут на чистом, так как его только что привезли из прачечной. А на конечной станции проводник отбирает использованные простыни и наволочки без пятен, раскладывает их на полке и прыскает над ними специальной смесью. Списывайте рецепт: дешевое крахмальное средство, кондиционер для белья и вода. После чего простыни складываются вчетверо (для складочки!), на них наваливается несколько матрасов, а сверху на полчасика ложится сам проводник. После такой процедуры белье становится гладким и даже ароматным.

На обратном пути это белье можно спокойно выдать пассажирам. Смысл действа прост - в бумаге для учета белья отмечается, что выдано, скажем, 5 комплектов. На деле же деньги за белье платил весь вагон. Кому идут неучтенные средства, догадываетесь? А неиспользованные комплекты потом сдаются в соответствии с отчетом.

Последний вид заработка - проституция. За секс проводницы берут от 500 до 2000 рублей. По свидетельству некоторых проводниц, этим делом промышляют больше половины их коллег. Впрочем, пусть это заявление останется на их совести.

В общем, заработать в поезде можно. Единственное условие - надо делиться с начальником. Ему полагается отдавать треть от всех побочных заработков. Это называется "отстег", который обязателен для всех, кроме проводников из штабного вагона и вагонов СВ. Говорят, что на московском направлении "отстег" тоже не платят. Зато на начальнике лежит обязанность договариваться с ревизорами и врачами. На "отстег" для проверяющих закупается водка, коньяк, закуска, чтобы те шли по поезду с закрытыми глазами. Плохому зрению нередко способствует и конвертик с парой купюр. Им же тоже надо как-то зарабатывать!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах