Битва за место под солнцем
Кому понравится стройплощадка под окнами? Грязь, шум строительной техники, методичное забивание свай и прочие технологические "радости" доведут до белого каления кого угодно. Поэтому даже если новое здание возводят на пустыре, народному возмущению предела нет. В одном из районов жители, узнав о предстоящем строительстве, срочно бросились благоустраивать пустующий ранее пятачок. Откуда ни возьмись, на пустыре появились детские песочницы, скамейки, на которых рядком уселись местные бабушки, а подростки принялись гонять по бездорожью на велосипедах, демонстрируя социальную значимость территории. Не помогло.
В другом районе ситуация была еще веселей. Там жители при поддержке муниципальных властей собственными силами благоустроили пустырь. Посадили кустики, проложили дорожки, скамеечки опять же поставили, а через месяц пришли строители и, несмотря на протесты, все срыли. Обидно. Еще обидней, когда вырубаются скверы в центре города, где зелени и так мало. Но еще ни разу не удалось отстоять зеленую зону рядом с домами жителям. Если сквер не имеет исторической ценности, закон на стороне застройщика. Вырубленные деревья строители обязаны компенсировать новыми посадками. А то, что они будут радовать жителей другого микрорайона: Что же поделаешь:
Вид на скверик, безусловно, лучше, чем на окна соседского дома. Но еще хуже, что комнаты, где раньше целый день было солнце, погружаются в тень. И здесь у строителей и чиновников есть железный аргумент, мол, строящийся дом застит солнце в ста квартирах, а в тысяче новых оно появляется.
Строят новое - рушится старое
И солнце, и зелень - мелочь по сравнению с тем, что новое строительство приводит к тому, что рядом стоящие здания начинают рушиться. Такие случаи в центре города не редкость. Фундаменты домов, более сотни лет стоящих без капитального ремонта, не выдерживают соседства земляных работ. Но строителей не останавливает даже то, что фасады близлежащих домов уже покрыты трещинами. Жители домов на углу Невского и Суворовского писали во все мыслимые инстанции вплоть до приемной губернатора о том, что новое строительство угрожает их безопасности. Ответ везде был один: вся проектная документация в порядке, повода для беспокойства нет. Стройка продолжается. А жильцы каждое утро с тоской осматривают свои дома - нет ли новых трещин? Стоит ли говорить, что в тех случаях, когда итогом строительства было аварийное состояние соседних домов, вся проектная документация всегда была в порядке.
Глас народа в пустыне
Недавнее распоряжение губернатора об обязательных общественных обсуждениях градостроительной деятельности несколько упорядочило хаотичные протесты петербуржцев. Если раньше жителей просто уведомляли (или не уведомляли) о предстоящей стройке, то теперь застройщики и чиновники обязаны выслушать глас народа. Протокол обсуждения представляется на заседание инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК), которая и принимает решение, строить или нет. Но первые же слушания о строительстве элитного дома на Каменноостровском проспекте показали, что для заинтересованных лиц ничего не изменилось. Около двухсот местных жителей, собравшихся на слушания, единогласно выступили против строительства, приведя весь возможный спектр аргументов - от протестов против уничтожения сквера до опасений за сохранность своих домов. Их мнение приняли к сведению, но строить все равно будут. Решение ИТК предсказуемо. Из двадцати голосов только один принадлежит общественности. Что он может изменить?
"Общественные слушания - не референдум, - комментирует заместитель председателя Комитета по строительству Александр Лобанов. - Если пойти по этому пути, то в городе вообще ничего нельзя будет построить. Тем не менее разумные пожелания жителей мы постараемся учесть. В первую очередь это касается сохранности стоящих рядом домов. Современные строительные технологии позволяют это сделать. Вопрос только в должном надзоре за качеством работ, и над этим мы будем работать. Если же аварийная ситуация вдруг возникнет, то город предоставит новое жилье".
Еще в комитете гарантируют, что стройки теперь будут доставлять местным жителям минимум неудобств. Именно предложения жильцов о разумной организации строительной площадки интересует чиновников больше всего.
Найти консенсус
Городская власть уверена, что любая стройка - благо для всех. Половина средств, полученных городом от инвестиций в новое строительство, идет на расселение аварийного жилья в центре. Вторая половина суммы поступает в распоряжение муниципального округа, на чьей территории развернется стройка. Эти деньги должны идти на благоустройство: ремонт дорог, обновление фасадов, озеленение и обустройство детских площадок. Однако здесь происходит нестыковочка. Практика показывает, что элитные дома растут, как грибы после дождя, а новых детских площадок в городе раз, два и обчелся. Если бы на общественных слушаниях жителям предоставляли конкретную программу благоустройства их района и популярно объясняли, что они приобретут кроме неудобств, конфликтов было бы много меньше. До конца года общественные слушания пройдут еще по нескольким десяткам объектов строительства. Научатся ли власти договариваться с жителями полюбовно, или обсуждения превратятся в простую формальность, покажет время.