aif.ru counter
70

Юнтолово окружают стройки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 18/07/2006

Жители Приморского района обеспокоены судьбой Юнтоловского заказника. Активисты общественной кампании "Сохраним Юнтолово" собрали уже более 10 тысяч подписей против строительства Западного скоростного диаметра, северная часть которого пройдет рядом с заказником.

ЗСД против Красной книги

В Приморском районе ЗСД пройдет по зеленому массиву между Планерной улицей и восточной границей Юнтоловского заказника. На севере трасса пролегает всего в 100 метрах от особо охраняемой природной территории. Экологи считают, что при таком расположении трасса неминуемо окажет негативное воздействие на заказник.

По мнению преподавателя детского эколого-биологического центра Приморского района Нила Филимонова, выбросы грузового автотранспорта, который будет двигаться по восьмиполосной автостраде, ухудшат состояние растительности, постоянный шум и вибрации будут беспокоить животных и помешают процессу размножения. Кроме того, мелиоративные работы, необходимые при строительстве дороги, могут нарушить всю гидросистему Юнтоловского заказника.

На сегодняшний день на территории заказника учеными выявлено более тысячи групп живых организмов. Из них 52 вида занесены в Красную книгу, 29 видов впервые обнаружены на территории Ленинградской области, а 4 - на территории России. Сохранится ли это видовое разнообразие после того как заработает ЗСД, большой вопрос. "По нашим данным, никаких долгосрочных прогнозов о влиянии дороги на заказник не составлялось", - говорит активистка общественной кампании "Сохраним Юнтолово" Татьяна Скроденис.

Дефицит информации

Несмотря на то что проект строительства дороги прошел государственную экологическую экспертизу и формально даже проводились общественные слушания, информация о стройке крайне скудна.

Весной активисты общественной кампании "Сохраним Юнтолово" провели опрос среди жителей района, прилегающего к заказнику. Результаты впечатляющие. 20% опрошенных "ничего не знают" о строительстве ЗСД. Почти 80% жителей "что-то слышали, но думали, что это где-то далеко". И только 2 человека из почти 3 тысяч опрошенных, меньше десятой доли процента, ответили, что располагают информацией о строительстве.

На дефицит информации жаловались и опрошенные нами эксперты научного сообщества, биологи, работавшие в Юнтоловском заказнике. "Не зная, как именно пройдет трасса ЗСД, трудно говорить о ее влиянии на заказник, - говорит орнитолог, старший научный сотрудник Зоологического института РАН Владимир Храбрый. - Но думаю, что большого ущерба скоростная дорога уже не нанесет. Стройки теснят заказник со всех сторон. Со стороны Приморского шоссе тянут трубопровод, со стороны речки Каменка подступают коттеджи. Заказник, к сожалению, уже давно существует только на бумаге. Его финансирование и юридический статус не соответствуют значимости этого природного комплекса. Остается надеяться, что при строительстве дороги будут соблюдены хотя бы минимальные природоохранные требования. А сама стройка не будет вестись в период размножения животных".

Минимизировать потери

Стройка ударит не только по животным, но и по людям. Зеленый массив, который когда-то являлся буферной зоной заказника, - излюбленное место отдыха жителей Приморского района. Строительство ЗСД частично уничтожит его, а путь в сохранившуюся часть будет отрезан непрерывным потоком машин.

"Когда чиновники говорят о ЗСД, то только и слышишь - "стройка века", "амбициозный проект", "транспортный узел мирового значения", и никогда не вспоминают о качестве жизни людей, о здоровье наших детей, - негодует Татьяна Скроденис. - Складывается впечатление, что заказник хотят довести до такого состояния, когда его можно будет беспрепятственно застроить".

Активисты кампании "Сохраним Юнтолово" намерены добиться включения прилегающего к Юнтоловке зеленого массива в состав особо охраняемой природной территории и даже готовы скинуться на независимую экологическую экспертизу, чтобы остановить стройку. Правда, шансы на успех у них достаточно призрачные.

"Вокруг Юнтолова мы наблюдаем трудноразрешимый конфликт интересов, - говорит председатель совета Центра экологических инициатив Александр Федоров. - С одной стороны, ЗСД необходим городу. С другой, он ударит по заказнику, а зеленая зона вокруг него утратит свое рекреационное назначение. К сожалению, в свое время границы урезали. Исчезло понятие буферной зоны. И сегодня с юридической точки зрения оспорить строительство ЗСД практически невозможно. Единственное, что можно и нужно сделать, это попытаться смягчить отрицательное влияние стройки. Иначе город приобретет дорогу, но потеряет уникальную природную территорию. В свое время много говорилось о том, что Юнтоловский заказник - единственный в мире, расположенный на территории мегаполиса. К сожалению, постепенно мы приходим к тому, что о "единственном в мире" придется говорить в прошедшем времени".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах