Примерное время чтения: 5 минут
155

Дети, которых боятся взрослые

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 24/01/2001

Плата за страх

- Это невозможно! - взволнованно говорила главный врач Дома ребенка 10 Алла Михайловна ГАМАЕВА в телефонную трубку. - Как же так? У нас тут дети, к некоторым мамы приходят, а мимо ходят студенты университета Герцена: Почему же к нам посылают больных?

Такая постановка вопроса удивила даже меня, человека без медицинского образования. Во-первых, всем медикам известно, что дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, - не больные. О том, инфицированы они или нет, будет известно через 18 месяцев, хотя матери отказались от них уже сейчас. Кроме того, ВИЧ, как известно, инфекция необычная, бытовым путем не передается, и ребенок с ВИЧ заболеет СПИДом не скоро или не заболеет вообще. Так не держать же этих детей в больнице до бесконечности:

Через пару дней страсти в Доме ребенка поутихли. Врачи смирились с неизбежностью.

Расположен этот небольшой дом, к дверям которого когда-то графини подкидывали своих незаконнорожденных младенцев, на территории Педагогического университета, в глубине парка. Уютно обставленный дом на 54 ребенка в возрасте до 4 лет хорош всем, кроме соответствия санитарно-гигиеническим стандартам. Здесь, скажем так, тесновато: Коридоры узкие, комнатки уютные, но небольшие. Нет изолятора для заболевших, что несколько странно. Все это, как выяснилось, ставит Дом ребенка на грань закрытия, однако коллектив (некоторые работают по 20 лет) отстаивает его. Детям здесь действительно хорошо. И вдруг - событие. Рядом с этими младенцами и ползунками появятся "отказники" с возможной инфекцией.

- Понимаете, мы просто мало знаем о СПИДе, - говорит врач-терапевт дома Людмила Львовна ЛОХОВА. - Наш дом - психоневрологического профиля, и мы знаем, как вести себя с нашими детьми в самых разных ситуациях. Вот недавно медсестра сделала укол мальчику, а тот укусил сестру за руку. А если бы это был ВИЧ-инфицированный ребенок?

Да, безусловно, риск есть. Но согласно нашим законам ВИЧ-инфицированные и лечатся, и учатся вместе со всеми остальными. И значит, нам надо просто быть готовыми к самым разным ситуациям. Но, конечно, за риск (причем рисковать или нет - решение добровольное) следует платить. А к этому никто не готов, 80%-ная надбавка к ставке (для тех, кто работает с группами этих малышей) только звучит солидно. Но если учесть, что ставка няни составляет всего 100 рублей, плата за страх оказывается совсем мизерной.

Есть и еще ряд обстоятельств. Ну, например, проблема усыновления. В прошлом году из этого дома усыновили 16 детей (пятеро попали в российские семьи, 11 - за границу). Будут ли теперь брать детей, зная, что у них, возможно, ВИЧ или они росли рядом с зараженными? Это вопрос. А ведь здесь много и без того нездоровых детей, но некоторые могут выправиться, попав в хорошую семью.

- Вот недавно забрали девочку со страшной аллергией. У нее на все аллергия! Но там, в Европе, ее вылечат, - уверены врачи. Теперь все осложнилось.

И тем не менее медики смирились. А вот няни - нет. И это тоже по-человечески объяснимо - у многих дети живут здесь же, в доме, и это единственная причина, по которой они работают за мизерную зарплату.

Снег на голову

Специалист отдела лечебно-профилактической помощи матерям и детям Галина Алексеевна Ходырева считает, что главное - сломать стереотип. Однако ломать - не строить. Действительно, ситуация сложная - официальных документов федерального уровня по поводу детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, пока нет. Но эти дети ни в чем не виноваты, и нельзя обрекать их на жизнь в больнице.

Так появилось распоряжение Комитета по здравоохранению о совершенствовании помощи ВИЧ-инфицированным. По мнению Галины Ходыревой, все просто. Персонал должен проводить процедуры в одноразовых перчатках и одноразовыми же шприцами. Вот и вся разница. И конечно, количество детей в доме будет сокращено, ведь необходимо привести его в соответствие с санитарными нормами. Вспомним, что пока в нем нет изолятора, а всем известно, как опасны для ВИЧ-инфицированных контакты с больными.

Оказывается, Дом 10 выбран не случайно: он самый маленький в городе и находится в центре, вблизи от клиник, что немаловажно. Правда, его размер, на мой взгляд, должен скорее смущать - при наличии на сегодняшний день 4000 ВИЧ-инфицированных в городе количество младенцев с подозрением на инфекцию будет все время расти. Но об этом, как говорила героиня знаменитого романа, мы подумаем завтра.

В общем, дело почти сделано. С 1 февраля дети, обделенные с рождения, обретут крышу над головой. Жаль, конечно, что взрослые оказались совершенно не готовыми к теплому приему. Подготовить сотрудников (разъяснить, уговорить, обучить) должен был районный здравотдел. Растолковать, что нет сегодня другого пути, кроме интеграции детей в наше общество. Но не до того было, по-видимому, районным и городским чиновникам. И приказ упал на Дом ребенка как снег на голову. Будем надеяться, что тем не менее врачи, сестры и няни найдут в себе силы и позаботятся о детях.

P.S. Этот снимок был сделан нашим фотокорреспондентом Дмитрием Кощеевым в Детском центре СПИДа Республиканской клинической инфекционной больницы в Усть-Ижоре два года назад. Сегодня мы не знаем, у кого из этих детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, диагноз ВИЧ подтвердился, а у кого нет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах