Каждый день, спускаясь в метро, на эскалаторе можно услышать занудливый голос автоинформатора, призывающий соблюдать правила пользования метрополитеном. Увы, травм и падений на эскалаторах от этого меньше не становится. А весной даже, наоборот, число пострадавших растет. Чтобы этого не происходило, эскалаторы подсветят, а двигаться они будут медленнее, чем раньше.
Нештатные ситуации на эскалаторах метро происходят с завидной регулярностью: 2-3 раза в неделю кто-нибудь либо, будучи под мухой, слетит кубарем по ступеням, либо не заметит, как край плаща затянет между ступенями. Весной и осенью к нетрезвым гражданам и владельцам длинных пальто присоединяются дачники с тележками, и кривая травматизма резко подскакивает. Страдают в основном пожилые люди. При резкой остановке эскалатора им трудно удержаться на ногах. К счастью, до тяжелых травм дело доходит редко. Большинство отделывается ушибами.
Половина ЧП заканчивается серьезной поломкой эскалатора. Чаще всего это происходит, когда штырь нагруженной рассадой тележки застревает в щелях ступенек, а затем врезается в гребенки на сходе с эскалатора. Но с не меньшим постоянством пассажиры любят сорить мелкими металлическими предметами: монетами, ключами и даже обручальными кольцами. Результат тот же: эскалатор останавливают, и кто-то падает.
Привлечь к ответственности виновников аварий удается редко. В этом году заловили всего четырех человек. Платить за ущерб, а одна ступенька стоит сегодня около 5 тысяч рублей, никто не жаждет, и, выдернув тележку из железных зубьев эскалатора, виновники быстренько сматываются с поля зрения диспетчера. Замешкавшихся отлавливают, но они обычно оказываются неплатежеспособными, и содрать с них деньги удается только в случае небольших повреждений, когда ущерб оценивается рублей в 150-200. Впрочем, и пассажиры не тушуются, периодически пытаясь получить с метрополитена деньги за причиненный здоровью ущерб. Получается это у очень немногих.
Осознав, что предупреждения автоинформатора малоэффективны, метрополитен решил перейти к решительным действиям в борьбе за безопасность движения эскалаторов. С прошлого года в начале и конце движущихся лестниц начали устанавливать нижнюю подсветку, чтоб пассажирам было виднее, что делается у них под ногами. Такой подсветкой уже оборудовано более 30 эскалаторов старой модификации (на новых станциях она предусмотрена изначально). Еще столько же эскалаторов осветят в этом году.
Другой радикальной мерой станет снижение скорости движущихся лестниц с 0,94 метра в секунду до 0,75. В этом случае при внезапной остановке эскалатора не будет резких толчков, и на ногах будет удержаться проще, а значит, снизится травматизм. В этом году свое движение замедлит 21 эскалатор на Московско-Петроградской линии. Как утверждает начальник эскалаторной службы метрополитена Вилис Сутенс, на пропускной способности станций это не скажется. Просто пассажирам на эскалаторах придется немного уплотниться.