Примерное время чтения: 7 минут
192

Петербург. Планов было громадье, а толку вышло чуть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 28/03/2001

Специалисты утверждают, что в ближайшем будущем Петербургу грозит транспортный кризис. То, что творится на питерских дорогах и в городском общественном транспорте сегодня, еще цветочки. Ягодки впереди. Отрадно, конечно, что началось строительство кольцевой автомобильной дороги (КАД). Беда в том, что в Питере отсутствует единая концепция развития транспортной системы. Вернее, концепций и планов было даже слишком много, но до ума ни один не довели, а многое так и осталось на бумаге.

Железнодорожное полукольцо

Вот, например, стратегический план развития города до 2003 года, который был принят в 1998 году, предусматривает развитие комплексной системы скоростного рельсового транспорта на базе совместной работы метрополитена, железных дорог и скоростных трамвайных линий. Скоростной трамвай должен был курсировать по уже существующим линиям, например в направлении Стрельны или по проспекту Энгельса. Для этого надо было реконструировать пути, отгородить их заборчиками, установить автоматизированное управление движением и сделать остановки более редкими. Замыкаться такие линии должны были на станциях метро, являясь как бы его продолжением. Но ничего этого не случилось. Зато в прошлом году широко обсуждался проект "надземного экспресса" - тот же скоростной трамвай, только двигающийся по специальной эстакаде ("АиФ-Петербург" писал об этом). По замыслу проектировщиков, "надземный экспресс" должен курсировать вокруг города, связывая северные районы с южными.

"Идея эта дорогостоящая и вряд ли будет осуществлена", -считает главный инженер НИПИГрад Михаил Александрович Пиир, принимавший участие в разработке большинства планов развития городского транспорта. Проще было бы использовать уже существующие железнодорожные пути. Кстати, это предусматривалось еще первым генеральным планом развития города, принятом аж в 1967 году. Существует так называемое северное железнодорожное полукольцо, которое тянется от платформы Дачное через станции Волковская, Заневский Пост, Пискаревка и Кушелевка к Сестрорецку, а через Ручьи выходит к Зеленогорску. Сейчас там ходят только грузовые поезда. Если только электрифицировать эту линию и построить несколько дополнительных платформ, тогда можно открыть сквозное движение электричек из Петергофа в Сестрорецк, что существенно разгрузило бы метрополитен. Ведь протяженность железнодорожных линий в городе в двухпутном исчислении около 80 километров. Это вполне сопоставимо с метрополитеном, а перевозят электрички внутри города не более 2% пассажиров.

Почему на "Пионерской" давка

О планах развития метро вообще лучше молчать. Хотя бы "размыв" ликвидировать к юбилею города, и то будет уже хорошо. Впрочем, есть еще один долгострой, о котором редко вспоминают. А именно станция "Адмиралтейская". В прошлом году на деньги Мирового банка в рамках проекта реконструкции исторического центра Петербурга наконец был спроектирован и одобрен план наземного вестибюля этой станции. Но когда ее будут строить, неизвестно. Между тем эксперты утверждают, что еще год-два без "Адмиралтейской", и на "Сенной" и "Невском проспекте" придется ограничивать вход и выход. Городу срочно необходима еще одна станция на Невском проспекте. Кстати, и на "Пионерской" ежедневная давка происходит по этой же причине. Транспортники надеялись, что с введением в строй "Старой Деревни" ситуация там улучшится. Однако жители Приморского района, чтобы добраться до Невского, по-прежнему предпочитают ездить через "Пионерскую", чем ехать через "Старую Деревню" и убиваться потом при пересадке на "Сенной".

Многострадальный трамвай

Больше чем какому-либо другому виду транспорта, в Петербурге не везет трамваю. В принятой ЗакСом программе "Стабилизация и развитие наземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге на 1999-2003 годы" прописано дальнейшее расширение трамвайной сети. На деле последний год в городском правительстве разговоры идут только о закрытии трамвайных маршрутов. Считается, что трамвай мешает движению легковых автомобилей. Поэтому все чаще возникает идея снять, например, трамвайные пути с Троицкого моста. При этом одновременно на деньги Всемирного банка (которые городу еще надо будет отдавать) разработан проект центрального трамвайного кольца. Новый маршрут планируется пустить от Никольского собора по Садовой через Троицкий мост, Кронверкский проспект, проспект Добролюбова, Тучков мост, 1-ю линию В.О., Средний проспект, мост Лейтенанта Шмидта, площадь Труда, Театральную площадь и снова на Садовую. Тогда зачем снимать пути на Троицком? Получается, что правая рука не ведает, что творит левая.

Противники трамваев в городском правительстве утверждают, что все крупные европейские города отказываются от этого вида транспорта. Однако трамвайные пути разбирают только там, где плотность линий метрополитена достигает 2,5 километра на 1 квадратный километр. А в Петербурге этот показатель равен всего 0,7. И у нас альтернативы трамваю пока нет.

Центр не резиновый

В пробках в центре города виноваты не трамваи, а то, что в городе никогда не было практики формировать дорожную сеть магистралями. Например, проект так называемой внутренней дуговой магистрали был разработан еще в 1966 году. Она проходит по Обводному каналу, далее через мост Александра Невского, Заневский проспект и проспект Энергетиков. Но в полном объеме, как магистраль, она не действует до сих пор. Мешают три узких места: железнодорожные мосты через Обводный, тяжелый перекресток при выезде на проспект Обуховской обороны и отсутствие путепровода на проспекте Энергетиков. Проекты южной широтной магистрали и центральной дуговой вообще реализованы только отдельными кусками. Поэтому, чтобы попасть из южной части города в северную, транспорту приходится пробираться через центр. Примерно из 300 тысяч машин, ежедневно въезжающих в центр, около трети транзитных.

В прошлом году транспортники подсчитали, что предельная емкость центра города - 40 тысяч транспортных единиц в час. Сегодня каждый час в центр въезжает около 38 тысяч машин, а по прогнозам, через четыре года эта цифра вырастет до 50 тысяч, тогда транспорт в центре встанет. И кольцевая дорога не решит всех проблем. Необходимы меры по ограничению въезда автомобилей в центр. Например, разные скоростные режимы на центральных и объездных магистралях. Скажем, по левому берегу Невы, где сквозное движение обещают открыть этой осенью, установить предельную скорость выше 60 км/ч, а по Невскому занизить до 40.

В ожидании плана

Сегодня у города нет генерального плана развития. Соответственно нет и внятной концепции развития транспортной сети. Сформирована только рабочая группа по созданию генплана. И ей еще только предстоит осчастливить нас новыми проектами. Впрочем, западные эксперты в области транспорта, работавшие в нашем городе, высказываются вполне однозначно. Они считают, что у нас прекрасно развитая транспортная система. И не надо грезить о больших проекта типа Западного скоростного диаметра или "Надземного экспресса". Надо просто привести в порядок то, что есть. Хотя бы дороги, наконец, отремонтировать. И транспортных заторов станет в несколько раз меньше. А введение в центре города АСУДД (проект уже разработан, но реализуется пока только на Невском) позволит на 30% снизить задержки у светофоров.

Незавершенные проекты

Южная широтная магистраль: улицы Васи Алексеева, Благодатная, Салова, Большой Смоленский проспект, Дальневосточный проспект, проспект Энергетиков, проспект Блюхера, Кантемировская улица. На этой магистрали требуется построить три эстакадные развязки на пересечениях с железнодорожными путями и мост через Неву.

Центральная дуговая: Ленинский проспект, улица Типанова, проспект Славы, Народная улица, проспект Большевиков, путепровод (отсутствует), Индустриальный проспект, участок до проспекта Непокоренных (отсутствует), проспект Непокоренных, 2-й Муринский, Богатырский проспект.

И транспортные прожекты

В 60-е годы был проект выкачать воду из Обводного канала и по дну пустить транспортные потоки. Дешево и сердито, а главное, развязок строить не надо. Однако проект не понравился городскому руководству и реализован не был.

Существовал проект дублера Невского проспекта. Трасса должна была пройти через кварталы между Невским и улицей Жуковского и выйти к Фонтанке напротив Итальянской улицы. Здесь планировалось построить мост. Затем магистраль хотели "пробить" вдоль Зимнего стадиона и вывести ее на Садовую.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах