От недоброй руки
Судя по обширным архивам Центра противопожарной пропаганды УГПС, это второй пожар, который приключается на территории великолепного творения Карла Росси.
С момента завершения строительства в 1829 году, здание горело лишь однажды. В феврале 1900 года огонь уничтожил несколько канцелярий, а также Центральный круглый зал, в котором располагалась библиотека штаба. Инцидент поспешили связать с происками вражеских иностранных разведок, поскольку за несколько дней до пожара отсюда пропали весьма ценные стратегические карты и ряд других секретных документов. Расследование показало, что имел место преднамеренный поджог. По всей видимости, шпионы или же их пособники стремились замести следы.
Так уж получается, что и во второй раз Главный штаб загорелся не от молнии и не от неисправностей электропроводки. По последним данным, дощатая времянка, укрывавшая скульптурную группу и реставраторов, заполыхала от военной сигнальной ракеты. А уж был ли тот выстрел прицельным или снаряд по случайности угодил в маленькое окошко, мы так никогда и не узнаем.
На дежурный пульт службы "01" вызов поступил в 0.22, и уже через восемь минут на Дворцовую прибыло пять пожарных машин. Огонь заливали из четырех стволов, на полную ликвидацию возгорания потребовалось около 40 минут. Как сообщалось в отчете, на крыше трехэтажного здания по адресу Дворцовая площадь, 8, принадлежащего Министерству культуры, выгорел рекламный щит. Площадь очага составила всего лишь 10 квадратных метров, и именно на этих метрах находилась бесценная скульптура.
Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что если бы не слаженные действия бойцов противопожарной службы, в огне пропала бы вся колесница целиком.
Славу придется делать заново
Всех интересует, какой нанесен материальный ущерб, хотя цифры все равно мало что проясняют. Называют и 1,4 млн рублей, и больше. Деньги-то найдутся, губернатор обещал выделить из бюджета города. Создадут новую богиню, "новодел", как с оттенком пренебрежения говорят сами реставраторы. Нет никаких сомнений, что он будет качественный, на высоком художественном уровне, - не перевелись еще в Петербурге мастера. Но подлинника-то больше нет. Вправду сказать, Славе всегда не везло. На Александровском чугунолитейном заводе, где скульптура создавалась, вместо меди толщиной в 1/8 дюйма, то есть более 3 мм, использовали "фольгу" 0,7-0,8 мм. В результате на Славу пошло не 16 тонн меди, а 4. Хотя деньги директор завода Кларк получил, как было договорено, 124 рублей серебром - фантастическую сумму! Основание монумента тоже было изначально и сознательно разрушено, потому что мастера завода отлили неправильные конструкции. Их сломали, но втиснули. Зато монумент был изготовлен в поразительно короткий срок - за 4,5 месяца. Впрочем, и теперь мастера дают слово, что не отступят от назначенного срока открытия обновленной колесницы - в ноябре. И куда мы все время спешим?
Пора себя пожалеть
Никакие запреты не могут гарантировать, что какое-нибудь другое произведение искусства или архитектуры бесследно исчезнет в результате очередного "стихийного" салюта. Сколько ни запрещай продажу и использование несертифицированной пиротехники, граждане всегда найдут, чем и куда бабахнуть. Как рассказал начальник Центра противопожарной пропаганды и общественных связей УГПС полковник внутренней службы Валерий Ардашев, чтобы получить разрешение на проведение официальных фейерверков, их организаторы представляют целый пакет документов. Подробно указываются тип средств, схемы расположения зарядов, порядок запуска, траектории полета. А как бороться с народной инициативой? Может быть, городской администрации стоит разработать особый порядок проведения массовых мероприятий, особенно когда они проходят вблизи исторических памятников, да надеяться на рост сознательности самих петербуржцев? Хотя о ее состоянии красноречиво говорит следующий факт: сколько нас ни призывали проявлять в праздники бдительность, только за рождественский уик-энд в Петербурге от огня погибли десять человек.