Примерное время чтения: 7 минут
91

Золотые купола на болоте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 04/07/2001

Уже который месяц Невский проспект "украшают" рвы вместо тротуаров. Обнажившаяся часть фундаментов зданий привлекает взгляды прохожих - известно, что город, стоящий на болоте, имеет неполадки в фундаментах. Народ смотрит, пожимает плечами - ничего особенного не видно. Вот рабочие все подсушат и снова закатают в асфальт. И заживем, как люди.

Северная Венеция гниет быстрее, чем южная

Другое мнение у специалистов. Например, у профессора Владимира Улицкого, заведующего кафедрой оснований и фундаментов ПГУПСа, доктора технических наук, председателя Северо-Западного отделения Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению.

- Петербург часто сравнивают с Венецией, но там использован мрамор для фундаментов, который имеет такую капиллярность, что вода не идет вверх. И у них основная часть зданий на каналах сухая. Многие дома хорошо гидроизолированы.

- А у нас можно сделать, как в Венеции?

- Можно. Если грамотно сделана гидроизоляция, то и у нас здания могут оставаться сухими. Вот взять Сампсониевский собор - его стены были сухими, а все дело в том, что здесь не поднимали грунт, не сыпали ничего сверху. В остальных частях города мы беспредельно поднимали грунт, асфальт положили, потом еще сто раз. Уровень грунта поднимается над гидроизоляцией, кладка потом становится сырой.

Надо повышать культурный уровень, а не слой

- То есть уровень мостовой выше уровня гидроизоляции?

- Совершенно верно. Перехлестнута гидроизоляция на метр-полтора. Это некрасиво - культурный слой поднялся, здания ушли в землю. Вот в Риме культурный слой достиг 12 метров, там есть относительно новое здание, построенное в довоенные годы для муниципалитета, так оно стоит на колоннах Форума, здания I века до нашей эры, его колонны использовали вместо свай. Чем старше город, тем больше культурный слой, но нельзя поднимать его искусственно. В Голландии уже 300 лет по закону категорически запрещено поднимать уровень культурного слоя, хотя часть страны лежит ниже уровня моря.

- А я слышала от людей, которые занимаются наводнениями, что надо, наоборот, повышать культурный слой, чтобы город не затапливало.

- Это какой-то бред. Тогда, следуя логике, надо поднимать город до второго этажа, засыпав первый. Летний сад, к примеру, засыпать. Надо делать защитные дамбы, а не поднимать культурный слой. Вообще есть решения доморощенные, от обывателя, и профессиональные. Сейчас нашу профессиональную геотехническую нишу почему-то занимают люди любительского формирования. И все эти непрофессионалы бегут спасать город. Дилетантизм перерос в какую-то манию - каждый мнит себя градостроителем и забрасывает инстанции письмами: стройте там и так, как я скажу.

Город дилетантов

- Можете привести пример памятника, в который влезли непрофессионалы и все испортили?

- Приоратский дворец в Гатчине. Начали изучать землебит (дворец построен как временный, из отпрессованного грунта), но надо было спасать, а не изучать. Туда полезли все - нет любителя, который не помог бы в этой реставрации, вплоть до домохозяек. Книжки писали, как землебит спасти, а здание разрушалось на глазах. Слава богу, сваи мы туда поставили, теперь держаться будет. А как его красить снаружи - это уже дело других специалистов. Еще пример. Шло очередное заседание в КГИОП, посвященное спасению Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Все знают, что он в критическом состоянии. Собрались очень уважаемые мною искусствоведы - всех знаю поименно. Но обсуждался сугубо технический вопрос: проблема водоотведения, т.е. как сделать, чтобы дворец не заливало водой. Встает искусствовед и говорит: "Водоотведение - это очень важно. Но я хочу поговорить о куполах. Их надо красить непременно в голубой цвет!" И разгорается бурная дискуссия на эту тему.

- У нас вообще принято начинать с куполов.

- Да, золотят кресты, красят красиво крышу, а здание остается на гнилых ногах. Финны говорят - если переводить буквально - что строению сначала надо приделать ноги. Представьте: кладут в больницу старую бабушку, у нее ножки не ходят, а ее начинают мазать, красить, кожу на лице подтягивать. Ее надо на ноги поставить, а краситься она уже потом сама захочет, когда придет в себя. То же и со зданиями. Надо укрепить фундамент, а потом уже крест. Вот, например, Юсуповский дворец на Мойке. Под зданием дворца протекала речка горячей воды - утечка из теплоцентра в скверике. А тут вопрос, как сделать золочение. Я сказал: "До того как делать золочение, надо спасти дворец, спасти ограду, которая к вертикали под углом в 20 градусов, надо ее укрепить, иначе она упадет, надо спасти ряд стен, которые могут рухнуть в любой момент". Они послушали, но пригласили "ЛенморНИИпроект", говорят: "Вот, они нам помогут, они два склада сейчас построили в порту, они умеют, они готовы спасать дворец". И три года эти специалисты по морским делам спасали Юсуповский дворец. Результат - обратились опять к нам.

Ноу-хау - способ обмануть специалистов

- Но разве у нас нет специалистов-геотехников?

- Есть, но они сидят практически без заказов. Фирма "Геореконструкция", имеющая в своем составе прекрасных специалистов по восстановлению исторических зданий, включая докторов наук, получает работу где угодно, но не в Петербурге. У нас же работают сомнительные фирмы, каждая использует свое ноу-хау, но чаще всего это совершенно не отработанные методики, которые ни один нормальный западный город использовать не будет. Этими "ноухавами" пользуются тогда, когда не хотят, чтобы работу проверили специалисты. Сколько таких примеров по городу! Вот дом на углу Фонтанки и улицы Ломоносова. Был дом, вернее. Мы писали во все инстанции - расселите немедленно, спасайте дом. Но вместо нас позвали какую-то фирму, которая вела странную работу. Иду мимо, смотрю - два молодых человека каким-то насосиком что-то закачивают. Я знаю, как спасают все значимые памятники мира, но такого еще не видел, это какая-то "гениальная" работа.

- А что закачивали?

- Не знаю что, ноу-хау какое-то закачивали. Я спросил: "А что вы закачиваете?" - "Это ноу-хау". Так вместе с ноу-хау и рухнул дом. И знаете, что меня тревожит? Обстановка сверхсекретности вокруг каждой реконструкции. Спрашиваешь: какие технологии используете? - Это тайна! - Какой у вас опыт работы? - Это страшная тайна! - Какие коммуникации пролегают под памятником? - Это сверхсекретные сведения! Я знаю, что делается во многих городах мира, я там был, и мне все показывали, а где не был - можно найти в Интернете. Но я не знаю, что делается в Троицком соборе, который каждый день вижу из окна. Там, вероятно, очередная "ноухава". Бесценные питерские объекты засекречены - и прежде всего для специалистов, которые могли бы сделать качественную реконструкцию. Не потому ли, что все сразу воочию увидели бы, как бездарно ведутся работы?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах