Примерное время чтения: 5 минут
98

Год под дверью, или Бомж поневоле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 04/07/2001

В редакцию обратился некто К. и рассказал печальную историю. Несмотря на то что он имеет высшее образование, постоянную работу и сносную зарплату, он уже целый год не кто иной, как бомж. Во всех официальных бумагах, включая картотеку районного жилищного агентства, сказано, что за К. числится приватизированная жилплощадь в 12 квадратных метров.

"Расселение"

Полтора года назад К. развелся с женой и после размена переехал в небольшую коммуналку неподалеку от Невского проспекта. Его соседями оказалась семья из двух человек: мать и ее сын. Про таких принято говорить - определенных занятий не имеют. Сын в основном проводит время в кладовке за небольшим верстаком, что-то там чинит, паяет, а мамаша получает пособие, которое почти полностью уходит на выпивку.

Неприятности начались через месяц - К. обнаружил на входной двери новый замок. Пока совершался обмен, соседи настолько привыкли жить в отдельной квартире, что не захотели возвращаться к коммунальному прошлому. Улучив момент, они сменили замок, а когда новый жилец возвратился с работы, сообщили, что больше его не пустят: "А если будешь возникать, мы на тебя найдем управу".

Что делать в таком случае? Правильно, бежать к сантехнику за молотком и стамеской. Когда наш знакомый попал в квартиру, то даже ругаться не стал. Понял, что с соседями ему не ужиться. Лег спать, но через час проснулся от грохота - в квартиру для поимки ночного грабителя примчался милицейский наряд, их вызвала соседка. Недоразумение уладили в пять минут. Оказалось достаточно паспорта с пропиской, копии ордера и свидетельства о приватизации.

Через неделю история с замком повторилась, с той лишь разницей, что вместе с замком была заменена и вся дверь - на новую металлическую. Стамеска уже не помогла, поэтому К. обратился в Службу спасения. С тех пор, собственно, и началась бездомная жизнь. За полгода Служба спасения приезжала трижды. Соседи через день-другой засовы чинили, и К. вновь оказывался на улице.

Безотказный прием

К. просил милицию защитить его права, но та не реагировала. Несколько раз приходил участковый, но потом перестал. Однажды приехал милицейский наряд, но соседка вышла к ним с письмом из районного суда. То было уведомление, что к рассмотрению принят иск: жительница коммунальной квартиры обвиняет своего соседа в махинациях с жилплощадью, подделке документов, совращении агента жилищного агентства и незаконном вселении на 12 квадратных метров. Стражи порядка опять развели руками, и с тех пор на вызовы не реагируют.

Такое поведение милиции можно назвать странным: наличие чьего-то заявления в суд не накладывает никаких ограничений на право гражданина занимать свое жилище, поскольку не отменяет положений ни Гражданского, ни Жилищного кодекса, ни Конституции.

Что касается суда, то заявительница туда просто не являлась. Вместо этого она заранее снабжала канцелярию новыми заявлениями и: получала новые уведомления. Видимо, именно эти, так хорошо действующие на младший милицейский состав, бумажки и были ее главной целью.

Ложка не дегтя, так баланды

Но не все так плохо в истории бомжа поневоле. За это время он добился рассмотрения встречного иска, суд подтвердил его правоту, и недавно решение вступило в законную силу. Тем не менее до счастливого финала далеко. К. выяснил, что дверь в его комнату взломана и пропали ценные вещи. Он написал заявление в милицию, но его отказались принять. Сказали: "Нет на то достаточных оснований". Понадобилось вмешательство районной прокуратуры. Итог- к следователю К. все-таки вызывали, но, как оказалось, чтобы получить с него объяснения в связи с другим заявлением: из квартиры К. пропало шесть тысяч рублей. Нетрудно догадаться, что заявителем была соседка. Якобы кража произошла в один из тех непродолжительных визитов, когда К. попал к себе при поддержке спасателей. Таким образом за минувший год наш герой успел побывать и бездомным, и ответчиком по гражданскому делу. Теперь же ему грозит дело уголовное.

Комментарий специалиста

"Главное - переговоры..."

- Что ж, типичная история, - так прокомментировал рассказ замначальника одного из питерских отделов милиции по уголовному розыску. Он просил не раскрывать его имени. - Что касается поведения сотрудников милиции, то либо у "соседей-индивидуалистов" в том отделе служит кто-то из родственников, либо у милиционеров есть причина не трогать эту семью. Даже когда нет больших денег, гражданин может представлять интерес. Например, соседи приторговывают наркотиками или сбывают краденое: нередко тихие безработные умельцы занимаются починкой ворованных автомагнитол и другой аппаратуры. В милиции про это знают, но не трогают - потому что тот "стучит". В результате опера все про всех знают и... повышают раскрываемость преступлений. От этого зависит хоть и мизерная, но премия, расположение начальства и продвижение по службе. В обмен на это иные сотрудники могут закрывать глаза на мелкие "прегрешения" своего подопечного или его матушки.

Для скорейшего разрешения проблемы, если уж жилец решил вскрывать дверь, то надо было разрезать ее на много мелких частей и сложить тут же, в подъезде. Приехала милиция - покажи паспорт, скажи, дескать, соседи дурные, жить не дают. Никто бы слова не сказал. Но самое грамотное - это, конечно же, переговоры. Надо было сказать следующее: если не можете себя нормально вести, ладно, так и быть, я съеду. Но знайте, когда буду комнату продавать, специально пару тысяч с цены скину и отдам ее каким-нибудь бомжам или семье беженцев. Последние жилплощадь в центре с удовольствием скупают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах