Откуда взялся «квартирант»?
Надежда Гойник.
- Очень просто. Мы с ней свяжемся, и, несмотря на то, что юридическое сопровождение оказывается при определенных условиях, попытаемся найти способ, чтобы ваша знакомая написала в адрес сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека доверенность на ведение дел в суде и на иные действия, связанные с защитой ее интересов. Также мы совершенно спокойно сделаем все запросы в адрес УВД, чтобы понять, кто прописан в квартире хозяйки. Таким образом, я думаю, мы разберемся в этой ситуации.
Я допускаю, что мошенники могли попытаться совершить махинацию с недвижимостью одинокой женщины. Такое, увы, встречается. Я знаю конкретный случай, в котором замешаны чиновники: руководитель одного из районных отделений Пенсионного фонда имеет сына-милиционера, который пытался завладеть квартирой, как ему казалось, одинокой женщины. Но как выяснилось, у хозяйки есть дети, просто они живут в Финляндии, поэтому по базе данных российских граждан не фигурируют. Ошибочка вышла. Но так иногда у нас случается. Увы, этот факт мы доказать пока не можем, но если докажем, то чиновника с его сыном накажем.
- Я хочу подать в суд на своего соседа. Но не знаю, ни как иск составить, ни как в суде себя вести. Могу ли я получить бесплатного адвоката, который поможет составить заявление и будет вместо меня ходить на заседания? Говорят, в Петербурге есть бесплатные юристы.
Нина Сизова, 83 года.
- Да, в городе есть адвокатские конторы, которые оказывают юридическую помощь определенным гражданам бесплатно. Но максимум, что там сделают – дадут консультацию или помогут составить исковое заявление. В суд придется ходить самому. Или платить деньги за юридическое сопровождение. Да, получается, что у нас право становится недоступным для экономически необеспеченных слоев населения. Что делать в этой ситуации? Будем пока работать через аппарат Уполномоченного. Пусть читательница обратится к нам, мы выслушаем жалобу, и если там действительно сложная ситуация, мы готовы поддержать ее интересы в суде.
Ломится милиция? Звоните в «02»!
- В 98 году меня незаконно задержала милиция и возбудила уголовное дело по обвинению в краже. Суд приговорил меня к реальному сроку лишения свободы. Практически весь срок я отсидел. В 2001 году меня отпустили, а в следующем решением коллегии городского суда уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Таким образом, я отсидел столько лет незаконно. Никакой компенсации, естественно, не получил. Знаю, что россияне часто добиваются успеха в Страсбурге, но мне кажется, мои возможности защитить свои права в России не исчерпаны. Может ли Уполномоченный помочь мне добиться справедливости и получить компенсацию? Сейчас на дворе кризис, у меня маленький ребенок.
Александр Путило.
- Компенсацию можно получить только по решению суда. Но, согласно статье 196 Гражданского кодекса, на это отводится три года с момента признания несправедливости наказания. В вашем случае три года нужно отсчитывать с 2002 года, когда уголовное дело закрыли за отсутствием состава преступления. Получается 2005 год. Но у суда есть возможность при определенных обстоятельствах увеличить срок исковой давности. Для того, чтобы узнать, возможно ли это в вашем случае, надо опять-таки обращаться в суд.
Гражданин может пройти все инстанции судебной системы Российской Федерации, и, если он не будет удовлетворен получаемым ответом, попасть в Страсбургский суд. Там его дело будет подвергнуто суровейшей экспертизе, впрочем, там ко всем делам жестко относятся. И годика через два с момента попадания в Страсбургский суд он сможет получить на руки решение. Но пока он пройдет еще российскую судебную систему, пройдет тоже годика два, кризис закончится. Это я к тому, что быстро денег не получить. Но если читатель все-таки хочет отстоять свою честь и достоинство и получить компенсацию, милости прошу ко мне, мы объясним, что нужно делать. Даже если деньги высудить не удастся, нужно будет хоть отстоять честь и достоинство, чтобы не возникали проблемы при приеме на работу.
- Я слышала, что имею права не впускать в свою квартиру никого, кроме правоохранительных органов с ордером на обыск или по решению суда. Так ли это? Обязана ли я впускать в квартиру участкового милиционера?
Елена.
- Согласно статье 11 закона РФ «О милиции», который распространяется и на участковых, сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилые помещения граждан, только если есть достаточные основания полагать, что там совершено преступление или произошел несчастный случай.
Обыск и выемка в жилище могут проводиться только по решению суда, а в исключительных случаях, когда их производство не терпит отлагательства – на основании постановления следователя. При этом, о произведенном действии следователь должен в течение 24 часов уведомить суд, который будет решать, действительно ли его проведение было необходимым и неотложным.
Во всех остальных случаях, если милиционер не в состоянии объяснить с той стороны двери, зачем ему нужно к вам, вы можете его смело не впускать. Как это ни странно, когда к вам ломится милиция, вызывайте милицию. У нас были случаи, когда правоохранительные органы препятствовали противоправным действиям своих же коллег. Ради некоего псевдорезультата в поимке насильника-педофила схватили ни в чем не повинного человека. Хорошо, что знакомые успели вовремя обратиться с заявлением в милицию…
Как дать отпор принудиловке?
- Сотрудников нашего силового ведомства в «добровольно-принудительном порядке» обязывают получать зарплату по банковским картам одного из коммерческих банков. Мы не хотим, но наше мнение никто не учитывает. Что делать?
Иван Иванов.
- Никто не имеет права вас принудить. Нет таких оснований – заставить вас распоряжаться деньгами (а введение пластиковых карточек – это своего рода распоряжение) помимо вашей воли. Другое дело, что руководство министерств, ведомств, органов государственной власти периодически оказывает жесточайшее давление на своих подчиненных, включая и методы служебного воздействия, давя на то, что нет идеальных подчиненных, и всегда сотрудник где-нибудь проколется, а там мы ему вспомним все. Низкий моральный уровень российских руководителей, замешанный на жесточайшей коррупционности, вынуждает теперь сотрудников жаловаться. Тут вопрос – хватит духу или нет устоять. Но вот вам пример из личной практики: в 98 году я работал в аппарате правительства Ленинградской области, в комитете экономики. Мой отдел в полном составе карточек не получал. Мы просто отказались. И ничего страшного не произошло.
- Меня с грудным ребенком на руках и пожилой матерью выкинули на улицу из отеля в Шарм-эль-Шейхе за неделю до вылета домой в Санкт-Петербург. Как нам сообщили, турфирма не оплатила наше проживание. Связаться с турфирмой не удалось - телефоны не отвечали. Вопрос жилья я решил, живем за свой счет. Аналогичные проблемы испытывают туристы в Хургаде и Гоа. Делаю все что могу, чтобы оградить семью от этого сюрприза...
Роман Жуков.
- Ситуация банальна: фирма банкротится, не проплачивает деньги, решает свои проблемы, а люди вдали от родины оказываются в трудной ситуации. Здесь ничего не надо делать до того момента, пока не вернулись на территорию России. Если с возвратом нет проблем, возвращайтесь - и ко мне в гости, будем разбираться, ведь здесь нарушено все, что угодно – от закона «О защите прав потребителей» до Уголовного кодекса (статья «Халатность»).
Если же есть проблемы с возвратом (но здесь я этого не увидел), то тогда я готов включать дипломатические механизмы. Таковая возможность имеется: я поставлен на защиту интересов петербуржцев, где бы они не находились – хоть на Южном полюсе, в гостях у пингвинов.
- Я поменяла адрес, переехала из Кировского района в Красносельский. Сразу же обратилась в отдел соцобеспечения района за переоформлением льгот (это было 2 марта). Там сказали, что льготы за коммунальные услуги я получу только с апреля. Выходит, один месяц выплаты не получу. Разве это законно?
Нина Стерлигова.
- Чиновники, которые объявили гражданке, что она теряет месяц по льготам, преднамеренно никакого деяния по отношению к ней не совершили. Потому что у них есть постановление правительства Санкт-Петербурга «О порядке предоставления мер социальной защиты», где сказано, что в подобного рода случаях – при изменении места жительства – указанные меры социальной поддержки предоставляются с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданином в органы. Женщина обратилась в марте - ей начислят по апрелю – в соцзащите по другому не могут сделать. Я бы порекомендовал читательнице дождаться, что произойдет со льготами, будут ли они начислены исходя из старого места жительства. Если нет, нужно будет обратиться сначала в службу социального обеспечения района, для того, чтобы они закрыли этот разрыв, либо, если служба не окажет помощи, обращаться ко мне. У нас такого рода случаи были, мы их решаем в рабочем порядке.