Так уж совпало, что пик белых ночей и туристского сезона ознаменовался необычными в музейной жизни событиями. Впервые за послереволюционную историю распахнулись Главные ворота Эрмитажа со стороны Дворцовой площади. На них установили двуглавых орлов. Многие, наверное, помнят знаменитые кадры из кинофильма "Октябрь", которые даже казались документальными: по воротам вверх карабкаются революционные матросы и сбрасывают орлов вниз. К 300-летию города планируется, что вход в знаменитый музей будет со двора, пока здесь продолжаются реставрационные работы. Их первый этап ознаменовался грандиозным концертом во дворе.
Всемирно известный композитор Кшиштоф Пендерецкий дирижировал ораторией "Семь врат Иерусалима", участвовали четыре оркестра - из Польши, Литвы, Израиля и России, и четыре хора из Германии, Литвы и России, всего почти 400 музыкантов. Их слушали три тысячи приглашенных. Акустика во дворе оказалась великолепной, с погодой повезло, хотя было и прохладно, но без дождя. На голубом небе розовели облака - концерт начался, когда заходило солнце.
На следующий день новый вход для посетителей открыл Русский музей. Раньше вход был только со стороны площади Искусств, теперь попасть можно и со стороны Михайловского сада. В новых помещениях работает Интернет-студия. Здесь каждый желающий может сфотографироваться в цифровом ателье на фоне любого из предлагаемых на выбор видов - достопримечательности Петербурга, фасады и интерьеры Михайловского дворца.
Русский музей, которому в городе принадлежит несколько дворцов, собирается сделать все возможное, чтобы посетителям было удобно туда попадать. Впервые распахнутся ворота Мраморного дворца со стороны набережной Невы. Ну а вокруг Михайловского замка все будет восстановлено так, как во времена Павла I. Крупнейшие питерские музеи по количеству ворот приблизятся к Иерусалиму. По легенде, когда семь врат Иерусалима закрыты, город надежно защищен от зла и войны. А когда открыты, то открыт добру и миру.
На фото: Директор Русского музея Владимир Гусев приглашает прессу сделать первые шаги по ступеням нового входа.
Кшиштоф Пендерецкий был так вдохновенен, что его зачарованно слушала не только публика, но и, кажется, даже скульптура на крыше Зимнего дворца.