Известно, что о плохом мы говорим больше, чем о хорошем. Так, еще в прошлом году Павловский дворец открыл 28 вновь восстановленных залов, но только на днях пригласил журналистов полюбоваться и рассказать об этом петербуржцам. Старожилы помнят, что дворец уже был когда-то полностью отреставрирован, кстати, первым из всех пригородных. В советское время об этом беспрестанно писали, снимали телепередачи, фильмы. Тогда был крен в другую сторону - только о хорошем! А вот о том, что дворец стал постепенно разрушаться и 28 залов закрылось, информации не было.
С ног на голову
Впрочем, если быть до конца честным, и сейчас один из центральных залов - Итальянский, расположенный как раз под куполом, венчающим сооружение, еще закрыт. Директор заповедника Николай Сергеевич Третьяков поясняет, что купол дал протечку. Одна из причин - во время прошлых реставраций много внимания уделялось позолоте и блеску, меньше - инженерным работам. Чтобы дворцы (как и другие памятники) нормально функционировали, профилактические работы нужно проводить раз в 11-12 лет, а не как у нас - раз в пятьдесят. В этом случае вещи приходят в катастрофическое состояние. И денег на восстановление нужно неизмеримо больше. Но у нас вся экономика, в том числе музейная, поставлена с ног на голову: экономим на копейку, теряем на рубль.
Сейчас открыта лишь галерея над залом, в которую до этого никогда не пускали. Во времена императоров тут играли музыканты, а в советские хранились швабры да ведра. Очаровательная экспозиция, которая позволяет проследить день в дворянской усадьбе с утра до вечера - начиная с утренних платьиц, женского белья (!), умывальников, заканчивая вечерними театральными туалетами, роскошными веерами, биноклями. Уникальные вещи - футляр из акульей кожи, складной зонтик (оказывается, они были и сто лет назад).
Библиотека императрицы
Много лет длится печальная история с библиотекой императрицы Марии Федоровны, которую создал Росси. Во время войны библиотека со всей мебелью сгорела, но потом помещение было открыто для выставок. Путеводители бодро заверяли, что уникальные шкафы, столы, стулья будут вот-вот восстановлены. На самом деле лет десять назад в помещении протекла крыша и библиотека вовсе исчезла из экскурсионного маршрута. Сейчас здесь снова только временная выставка, а из убранства - два шкафа, любезно подаренные музею частными фирмами. Восстановление шкафа обходится в десять тысяч долларов, так что о скором воссоздании всего убранства речи нет. Но в музее ищут выход - создан Международный фонд реставрации, куда вошли депутаты Думы и ЗакСа, а также такие известные люди, как Лариса Гергиева, Максим Шостакович: В музее уверены, что с их помощью средства найти удастся и к трехсотлетию города библиотека откроется. Кстати сказать, она была одной из первых дворцовых в России. Так, у Елизаветы в Екатерининском дворце библиотека тоже имелась, да только в шкафах хранились платья хозяйки. В Павловске книг было 20 тысяч, и хотя не все сохранились - фашисты вывезли в Германию, а наши потом отправили часть книг почему-то в Киев, около 18 тысяч ждут своего часа в фондах. Библиотека будет работать и для читателей, такая практика в мире есть. Представляете, взять в руки книгу с пометками императора: "Музей - часть того, что мы называем открытым обществом, - считает Николай Сергеевич. - Здесь не должно быть ничего спрятанного, тайного. Мы хотим и музейные фонды сделать доступными для всех интересующихся".
Роковой экран
В экспозиции появились и новые, отреставрированные экспонаты. Например, в ковровом кабинете перед камином - экран с изображением симпатичной, белой с коричневым собаки. Надпись гласит: "Мутон - любимая собака графа Строганова". Не удивляйтесь, откуда Строганов - после войны коллекции многих дворцов были перемешаны.
А в малом кабинете Павла перед камином стоит экран (раньше экскурсоводы на нем внимания не акцентировали) из спальни Павла в Михайловском замке, за которым, по легенде, император спрятался от убийц. Взошла луна, и заговорщики заметили краешек ночной рубашки Павла (рубашка экспонируется сейчас на выставке в Михайловском замке). Стеклянный медальон экрана во время нападения был разбит на несколько частей, видны следы склейки.
Борьба за галерею
...Если смотреть на дворец со стороны реки, галерея первого этажа выглядит как руина, но на стене заметны остатки росписей. Их сделал известный декоратор Гонзаго, и в городе есть мастера-монументалисты, способные роспись восстановить. Но в самом музее это считают бессмысленным, потому что современные вандалы тут же нацарапают "Здесь был Вася". Галерею предлагают закрыть стеклянной стеной, а тогда уже восстанавливать. В музее прибавилось бы 400 квадратных метров отапливаемых площадей, где можно было бы устроить гардероб или кафе, но ГИОП категорически против изменения облика дворца. Переговоры продолжаются вот уже с десяток лет, а галерея - разрушается. Музейщики надеются на победу.
Вклад Андрея Вознесенского
После войны восстановление дворцов носило характер всенародного подвига. Причем если поначалу Ленсовет принял решение, что восстанавливать не будут (важнее жилье, водопровод, транспорт), деятелям культуры удалось добиться в Москве пересмотра - восстанавливать стали! Горожане приезжали на разбор завалов, посадку деревьев в парке. Недавно в музее побывал Андрей Вознесенский, он прямиком проследовал в Греческий зал и долго стоял, смотря куда-то в верхний угол. Оказалось, что в начале пятидесятых, студентом архитектурного института, был здесь на практике и с лесов делал обмеры и зарисовки.
Кладбище в парке
Еще одна тема, на которую в прошлом говорить было не принято, - территории, прилегающие к дворцу. Это сплошные немецкие кладбища 1941-1943 годов. В Германии сохранились документы. В прошлом году совместно с Немецким обществом по уходу за захоронениями извлекли и перенесли в братскую могилу в Сологубовку останки 800 солдат. Сейчас за обнесенной забором территорией с надписью "реставрация" также будут раскапывать кладбище . За тройной липовой аллеей лежат останки 10 тысяч испанцев из "Голубой дивизии", штурмовавшей Ленинград. Третьяков считает, что люди заслуживают нормальных христианских почестей, а парк со временем освободится от страшного подземелья.
Как выживать?
Одна из бед Павловска в том, что музей не получает средств на существование и не является федеральным, а значит национальным достоянием. Деньги дают только на реставрацию конкретных объектов, а на зарплату сотрудникам, охрану, коммунальные платежи должны заработать сами. Трудно представить, как выживают научные сотрудники с окладами в 538 руб. (со всеми надбавками, премиями удается натянуть на две тысячи), если ежедневная поездка из Петербурга до Павловска и обратно стоит 24 руб. То, что происходит, когда в музеях людям платят мизер и поэтому не хватает сотрудников, наглядно иллюстрирует недавняя кража из Эрмитажа. В Павловске таким объектом для воров и вандалов стал парк, на охрану которого у музея денег нет. Сердце кровью обливается, когда видишь исписанные стены павильонов, исцарапанную скульптуру, разрушающиеся решетки и ограды. Если так пойдет дальше, мы можем вновь потерять Павловск.