В среду на пляже рядом с Петропавловской крепостью стартовал Международный фестиваль песчаной скульптуры. Событие уникальное. Во-первых, подобный фестиваль проводится в Петербурге впервые, и впервые в мире это происходит в центре города. А во-вторых, к открытию участники уже установили рекорд России - слепили из песка самую высокую в стране песчаную скульптуру, копию одного из сфинксов, стоящих у Академии художеств.
Из поваров в скульпторы
Страстью к возведению песчаных скульптур страдают в основном американцы и канадцы. Там на побережьях Тихого и Атлантического океанов фестивали песчаных скульптур регулярно устраиваются уже лет тридцать. Для нас это дело новое. В России первые "песчаные замки" появились лет пять назад. Да и сегодня многие скульпторы ваяние из песка считают делом несерьезным. Уж больно творения не вечны.
Как правило, с песком скульпторы начинают работать после того, как попробуют силы в борьбе со льдом. Кстати, среди ледяных скульпторов много бывших: поваров. Повозятся с ледяными фигурками, украшающими банкетные столы, и переходят к более крупным формам. Питерский скульптор Андрей Кудрин хоть и не повар, но тоже перед тем, как начал ваять из песка, много возился с ледяными скульптурами. Этой весной он участвовал в возведении у Петропавловки песчаной композиции ко Дню космонавтики. Скульптура высотой в четыре метра, символизировавшая путь человечества в космос, стала самой крупной из возведенных в России. Нынче вместе с другими участниками фестиваля он собирается побить этот рекорд, изваяв скульптуру высотой в пять метров. А самую монументальную композицию из песка, по его словам, соорудили в Канаде. Этот монумент под названием "Затерянная Атлантида" высотой в пять метров в основании представлял квадрат со сторонами в сто тридцать метров.
Непыльная работенка
Технология строительства песчаных скульптур предельно незамысловата. Используется только самый обычный песок и вода. И никаких связующих материалов. Для начала строится опалубка, в нее засыпается песок, обильно поливается водой и утрамбовывается. Сверху устанавливается опалубка площадью поменьше, и процесс повторяется. И так далее. В результате скульптор получает песчаную пирамиду, от которой ему остается отсечь все лишнее. Ваятель снимает верхнюю опалубку и приступает к работе. Затем снимает следующий слой опалубки и так далее. Самый ответственный момент - основание. Случается, что после того как удален последний ярус опалубки, уже почти готовая скульптура рассыпается, превращаясь в обычную груду песка. "А в остальном все как при работе с камнем, - улыбается Андрей. - Только работа занимает не месяцы, а несколько дней. И никакой пыли!"
Несмотря на кажущуюся зыбкость, песчаные скульптуры гораздо долговечнее куличиков из детской песочницы. Дождь, если это не ливень с градом, им не страшен. А главный враг - ветер. Через месяц мелкие детали у скульптуры начинают выветриваться.
Главное - получить удовольствие
За четыре фестивальных дня пятнадцать команд скульпторов (по два человека) из США, Франции, Италии, Финляндии, России и других стран возведут на пляже у Петропавловки 2-3-метровые изваяния, символизирующие образы городов мира. На каждую скульптуру уйдет пятнадцать кубометров песка и бессчетное количество ведер воды. В субботу жюри, состоящее из представителей консульств и капитанов команд, определит победителя. В воскресенье будет вручен приз зрительских симпатий. Потом в дело вступит ветер, и художественные произведения значительно улучшат качество песка на городском пляже.
"Не жалко, что труды пойдут прахом?" - интересуюсь у Андрея. "Нет. Вот, например, в ресторане на стол выставляется масса изысканных кушаний. В их приготовление повар вложил свое искусство и мастерство. И куда потом все это девается? Так и здесь. Главное в фестивалях песчаной скульптуры - получить удовольствие от работы, общения и доставить радость зрителям".
Все-таки и Андрей оказался в душе поваром...