Примерное время чтения: 6 минут
234

Вверх кармашками, или Хоть колом в голове чеши...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 18/07/2001

Каждый из родителей замечал у своих детей словесные фортели и эквилибры. Откуда это повальное детское словотворчество? Вертилятор, винтолет, духолон, склубочиться, смеюн, потерятый, пошоколаднее, выпальтилась и разгалошилась:

Я листаю словарь-справочник "Говорят дети", недавно выпущенный в Петербурге и уже ставший библиографической редкостью. Есть еще учебник С.Н.Цейтлин "Язык и ребенок. Лингвистика детской речи", его тоже приобретают не только студенты и преподаватели, но и обычные мамы и папы, желающие понять своего ребенка-творца.

- Такие обороты, как "без ушов" и "без глазов", слова "искаю", "сломатый", "высолить" - не ошибки, это нормальные сочетания в речи трех- и даже пятилетних детей! Ведь ребенок не может усвоить все языковые правила сразу, и вначале работает по самым главным, - объяснила профессор Стелла Наумовна ЦЕЙТЛИН, заведующая кафедрой детской речи Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (и единственный представитель России в международной ассоциации "Исследование детской речи"). - Многие дети говорят "полгодки" вместо "колготки" и объясняют: "Они полгода носятся, а потом дырятся..." Недоумевают: зачем сосульки так назвали, раз их нельзя сосать?

- Почему вы занялись изучением детской речи?

- В 70-е годы я защитила кандидатскую и должна была читать спецкурс на дошкольном факультете ЛГПИ. Тогда и решила, что буду со студентами разбирать "От двух до пяти" Корнея Чуковского. Все родители увлекаются этой книгой, но мы читали ее как лингвисты. И словарь "Говорят дети" тоже сделали как справочник - с объяснениями, как, по каким правилам дети создают новые слова. "У дяденьки голова босиком" (расширение значения), "Хочу яблоко внатерку" (приставка и суффикс - как: вприкуску), "На ногах ногти, а на руках рукти" (модификация корня).

Наша кафедра детской речи в РГПУ до недавнего времени была единственной в России, вторая недавно открылась в Орле. Уже 10 лет курс детской речи читается для студентов факультета коррекционной педагогики. Первыми ухватились за эти исследования логопеды: чтобы работать над речевыми ошибками, они должны хорошо знать, что есть норма в языке. Новое поколение логопедов занимается не только постановкой устной речи, но и дизграфией (ошибками на письме), грамматикой, лексикой ребенка.

- Некоторые считают, что детские словесные "выкрутасы" - это баловство. Или милое развлечение для взрослых:

- Знаменитый лингвист А.Н. Гвоздев, член-корреспондент АН СССР, в 30-50-е годы изучал речь сына Жени с годовалого возраста. Но тогда эта тема считалась очень непопулярной, он терпел постоянные насмешки. А в 60-е годы в США был большой конгресс лингвистов, где один из основных докладов - американского ученого Дэна Слобина - назывался "Советские исследования по детской речи". И сделан он был на материалах А.Н. Гвоздева, его дневники они считают классическими трудами по лингвистике детской речи.

Изучая речь детей, мы яснее понимаем законы, по которым существует и развивается русский язык. Педагоги недооценивают детей! Считают, что все правила им в школе объяснят - дети усвоят и будут писать правильно. А малыши выявляют правила орфографии сами, каждый ребенок! Знают лучше нас! Поэтому Чуковский и назвал взрослых "законодателями, которые нарушают собственные законы". Дети не виноваты, что в грамматике не соблюдается строгая логика. И вот ребенок поправляет нас: "У меня царап - у девчонок царапины, а я же мальчик". Или такая проблема: тот, кто продает, - продавец, а тот, кто покупает? Покупец! А если покупатель - тогда: продаватель... Ребенок говорит емко, точно и красиво.

- Где вы берете материал для исследования? У своих детей - как Гвоздев?

- Да, мамы и бабушки записывают речь своих детей и внуков. Огромное количество рукописных и машинописных записей в архиве кафедры, в последнее время записываем речь детей с помощью видеокамеры и магнитофона. Подробные записи дают очень много. Например, сколько двухлетний ребенок знает слов? Этот вопрос мы задавали многим специалистам. В ответ называли: 70, 100, 200, одна сказала: думаю, не меньше 500... А на самом деле, 1-2 тысячи! Лиза к 10 месяцам уже знала 1000 слов! Мы это знаем точно, потому что сотрудница кафедры М.Б. Елисеева записала все слова внучки Лизы до 2 лет. Лиза да еще Ваня - у нас главные информанты. Теперь проще стало: есть компьютерная программа, которая помогает анализировать речь ребенка и матери.

Помогают и воспоминания: одна моя знакомая, уже имеющая внуков, рассказала, как однажды насмешила своих родителей просьбой спеть песню "Собакой не полаешь...". Никто такой песни не знал. Гораздо позднее выяснилось, что речь шла о строчках "...что нежной страстью сама ко мне пылаешь" из "Неаполитанской песни".

А кто-то из детей пел в свое время: "КОТЯТКИ русские БОЛЬНЫ" - вместо "Хотят ли русские войны?". "Я ЗМЕЯ, я своих провожаю ПИТОНЦЕВ" - вместо "Я - Земля, я своих провожаю питомцев..."

...Пока мы беседуем, на кафедру приходят аспиранты, студенты (некоторые - с детьми ). Три года назад Стелла Наумовна придумала термин "онтолингвистика", и он прижился. В ее любимом Череповце уже есть специализация по онтолингвистике (4 защищенных аспиранта). Она сама читает на филфаке СПбГУ курс для студентов-психолингвистов. Исследования, сделанные по грантам российских научных фондов РГНФ и РФФИ, и книги, изданные на деньги фондов, разлетаются по стране и за рубеж. Даже детские поэты заинтересовались - первым пришел Михаил Яснов, а через месяц прислал стихи про то, как бабушка СЕЛА в автобус, хотя она СТОИТ в нем..

P.S. Дети говорят (из книги С.Н. Цейтлин "Язык и ребенок"):

лампажур (абажур), рецептека (аптека), больмашина (бормашина), мазелин (вазелин), болерьянка (валерьянка), горблюд (верблюд), причешок (гребешок), дохлофос (дихлофос), длинейка, копатка (лопатка), режницы, нашейник, кружина (пружина), зверепый (свирепый), дыракан (таракан), бескультура (физкультура), хворка (хлорка), конькеист (хоккеист).

Мы жили тогда из рук вон далеко. Тишина - хоть глаз выколи. Он плачет с ног до головы. Пить хочу как резаная. Такой красивый, что ни в газете прочитать, ни в книге написать. Зачем вы радио во весь опор включили? Я выбивался из кожи, но ничего не получилось. Она такая умная, у нее семь прядей на лбу!.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах