Вряд ли сегодня придет кому в голову называть Петербург "городом с областной судьбой". В областные центры не ездят президенты, премьер-министры и короли. В областных центрах не решаются вопросы мировой политики. Петербург вновь становится столицей - не административной, а политической. Но подобный статус ко многому обязывает. И много требует - в частности, немалых финансовых затрат.
Как известно, Москва за выполнение ею столичных функций получает из государственного бюджета деньги, и деньги немалые. Между тем сегодня часть столичной "нагрузки" с Москвы снял Петербург - высокопоставленные делегации больше не засиживаются в первопрестольной, все чаще перенося культурную программу, а то и деловые встречи на невские берега. В Петербурге все чаще проходят встречи на высшем государственном уровне, и большинство официальных визитов уже не обходится без поездки в северную столицу.
Это, конечно, не может не радовать. Престиж Петербурга повышается, о нем узнает все больше людей, и многие его рассматривают уже как параллельную столицу России. "Двойные" столицы - явление в мире вообще достаточно распространенное: наряду со столицей официальной во многих странах существуют столицы "неформальные". Именно в такую "неофициальную столицу" превращается Петербург.
Однако если Петербург "разгрузил" Москву от части столичных функций, разве не справедливо было бы заставить ее поделиться и частью денег, выделяемых на исполнение этих самых столичных фукций?
Собственно, идея выбить из федерального бюджета средства на частичное исполнение Петербургом столичных функций появилась у петербургской администрации еще в 1996 году. Тогда почти сразу после своего избрания Владимир Яковлев попытался убедить федеральные власти, что Петербург вправе рассчитывать на свой кусок "столичного финансового пирога". Однако та попытка успехом не увенчалась.
Но за прошедшие годы изменилось многое. И прежде всего - отношение к Петербургу. Сегодня невозможно не учитывать "петербургский фактор" при решении фактически любых политических и государственных задач.
Между тем особый статус северной столицы, существующий де-факто, де-юре никоим образом не закреплен.
Исправить эту ситуацию предполагается с помощью законопроекта "О выполнении Санкт-Петербургом некоторых государственных функций", разработанного петербургскими сенаторами - губернатором Владимиром Яковлевым и Сергеем Мироновым, членом Совета Федерации от Законодательного собрания города.
Данный законопроект регламентирует порядок выполнения Петербургом некоторых общефедеральных функций - тех самых, которые Петербург давно уже исполняет, что называется, по собственной инициативе (и за собственный счет). Законопроектом предусматривается финансирование из государственного бюджета проходящих в Петербурге дипломатических встреч, международных конференций, а также деятельности различных федеральных структур. То есть финансирование той части столичных функций, которые сегодня выполняет Петербург.
Безусловно, этот законопроект ждет непростая судьба. И дело не в том, что кто-то принципиально не захочет финансировать выполнение Петербургом столичных функций. Просто чтобы дать денег северной столице, их (деньги) надо у кого-то забрать. И даже известно у кого - у Москвы. А Москва делиться не любит.
Впрочем, повторим, сегодня ситуация уже не та, что в 1996 году. С Петербургом - и с его губернатором - принято считаться. Поэтому не исключено, что через какое-то время "столичность" Петербурга действительно удастся узаконить.