Специальный план
Признаваться в любви на публике всегда трудно. Тем более если ты - глава государства, а объект признаний - твой родной город. Россия, конечно, и раньше понимала, что к городу на Неве у Владимира Путина отношение особое и что с другим президентом у Петербурга не было бы ни Кольцевой дороги, ни восстановленного Константиновского дворца, а дамба в Финском заливе так и стояла бы недостроенной. Но в Уфе на заседании Госсовета, посвященного привлечению инвестиций в регионы России, Владимир Путин в первый раз во всеуслышание заявил, что он лично помогал согласовывать Западный скоростной диаметр и другие питерские "стройки века".
Открывая заседание Госсовета в столице Башкирии, президент заговорил о том, как трудно сегодня проходят через правительство РФ серьезные инвестиционные проекты.
И призвал в свидетели Валентину Матвиенко: "Вот, она знает, сколько прошло времени с тех пор, как мы начали говорить о некоторых проектах подобного рода в Петербурге. Год, полтора согласовывали, это при моем непосредственном участии. А если не заниматься так вот, в ручном управлении?"
Чтобы открыто сказать: "Да, я отношусь к Петербургу немного иначе, чем к другим городам России", Путину понадобилось провести во главе Кремля без малого 8 лет. Все эти годы президентское расположение читалось и отслеживалось, но акцентов на нем не делали.
До 2003 года о планах президентской помощи Петербургу много рассказывал Дмитрий Козак. После избрания в 2003 году губернатором Валентины Матвиенко "приветы" президента родному городу стала передавать она. И все же, когда политологи называли Северную столицу "президентской лабораторией", "испытательным полигоном", на котором Владимир Путин обкатывает пилотные проекты, чтобы потом распространить полезный опыт на всю Россию, тезису недоставало подтверждения из первых уст. В Уфе оно прозвучало - и теперь существование специального путинского плана для Петербурга не подлежит сомнению.
"Ручной режим"
Дело, разумеется, не только в особых чувствах, питаемых Владимиром Путиным. Говоря в столице Башкортостана об инвестициях, президент не случайно назвал только один конкретный проект - Западный скоростной диаметр. Это первая полноценная концессия в современной России. Второй будет еще одна питерская стройка века - Орловский тоннель. За ними последуют Морской фасад, Пулково-3, Надземный экспресс...
Санкт-Петербург, как самый европейский город России, ближе и понятнее западным инвесторам, чем все остальные города и регионы нашей страны. Причем понятнее не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Наработанная здесь законодательная база для инвесторов считается в России "модельной" (кстати, ее основы заложил сам Путин, когда возглавлял Комитет по внешним связям в правительстве Анатолия Собчака). Например, закон о частно-государственном партнерстве Законодательное собрание Петербурга вообще приняло вперед всей России. И мало кто может похвастаться такими льготами для стратегических инвесторов - предприятие, вложившее
3 миллиарда рублей и более, на 5 лет освобождается от налога на имущество и получает скидку по налогу на прибыль.
Как известно, для бизнеса главное - гарантии и четкие правила игры. В этом смысле значение передовых питерских законов, с одной стороны, и вертикали "Путин - Матвиенко - Петербург", подразумевающей тот самый "ручной режим", трудно переоценить. Итог известен: сегодня Северная столица - самый привлекательный регион России с точки зрения инвестиций. Сюда идет каждый шестой доллар, вкладываемый иностранцами в нашу страну.
Путин признался в куратор.стве грандиозных питерских проектов, потому что в таких результатах признаваться не стыдно. С другой стороны, из формулировки президента прямо следует, что всю Россию на ручной режим не переведешь. Нужно обобщать опыт Северной столицы на федеральном уровне. Гарантии стабильности инвесторам президент уже выдал - после его решения возглавить предвыборный список "Единой России" ясно, что он, как и обещал, продолжит играть ключевую роль в российской политике после 2008 года. Осталось разобраться с правилами игры. "Отработайте ясный механизм", - потребовал Владимир Путин в Уфе на заседании Госсовета, еще раз повторив, что наиболее эффективный способ реализации крупных проектов - это сопряжение возможностей государства и частного бизнеса.