Высшую театральную награду города - "Золотой софит" недавно вручили Владимиру Матвееву, актеру Театра им. Ленсовета, за роль Каренина в спектакле "Каренин. Анна. Вронский" в постановке Геннадия Тростянецкого.
В защиту героя
- Когда я читал роман в юности, думал о Каренине: "жуткая сволочь", и желал Анне нового счастья, - рассказывает Владимир. - А теперь считаю, что истинная любовь была между Анной и Карениным, а история с Вронским - это такая "проверка на дорогах". Если б можно было переписать роман, я бы сделал, чтобы Анна с Карениным начали новую жизнь. Вронский - это наваждение, болезнь, из-за которой Анна начинает вести нелепое, мучительное существование.
...Ведь когда Анна была после родов при смерти - а в такие моменты человек не может лгать, - она совершенно искренне с Карениным примирилась. Выздоровев, снова начинает лгать, изворачиваться, изменять. Каренина я назвал великим и несчастным, это два вектора, определяющие моего героя, - величайшего ума человек и безумно несчастлив в личной жизни.
Разговор с фото
- До "Каренина" у меня долгое время не было в театре серьезной работы. Как-то раз зашел в литчасть, и от нечего делать стал перебирать фотографии в ящике, на самом дне мне попалось фото Тростянецкого, маленькое, видимо для пропуска. Взял в руки и говорю: "Гена, ну что же это такое, ты же обещал работу!" "Побеседовал", а вечером звонок - Тростянецкий. У меня волосы дыбом! Он говорит: "Понимаешь, мне сейчас звонил актер Саша Медведев из Парижа, хочет играть Вронского, мол, надо сделать спектакль и привезти в Париж". - "Ну и что?" - "Тебе я предлагаю роль Каренина". - "А сам ты где?" - "В Риге, скоро приеду". Приезжает, весь такой возбужденный, загадочный, "в материале", смотрит на меня: "Ну стопроцентный Каренин, в десятку!" -"А кто же Анна?" - "Лена Кривец, она такая красавица". Ну, думаю, осложняется обстановка: Вронского не знаю, с Леной никогда не играл, да и больших драматических ролей у нее не помню. А как мы втроем весь роман сыграем - маски, что ли, будем надевать и перебегать от одного стула к другому? Так это уж будет капустник.
Пьеса
- Многие в театре называли нашу затею авантюрой. Действительно, даже пьесы не было. Сидим с Тростянецким за пустым столом и фантазируем. И так, с нуля, за четыре месяца сделали спектакль. Теперь-то, конечно, текст есть, 52 машинописные страницы, но я не могу репетировать по напечатанному, только по нашему с Тростянецким рукописному, потому что в нем энергия. Беру рукопись на каждый спектакль, вот так подержу в руках, и возникает ощущение, что вспомнил весь текст.
Где играть спектакль, тоже не знали, как-то пошли на Малую сцену, Гена долго сидел и слушал мои увещевания, что надо играть на Большой, а потом заявляет: "Мне нравится это пространство".
Фантазии и этюды
- Я все волновался - ну как же мы сделаем поезд? Предложил режиссеру - а может, поезда не будет, просто передавим Анну железным занавесом? Тростянецкий отвечает, мол, это грандиозно, но на самом деле закончил спектакль сценой родов. Долго думали, с чего начать, ребенка хотели ввязать в это дело - я даже предложил кого-то из своих сыновей, у меня двое, Макару - 12, Матвею - 11. Умный хитрый режиссер опять говорит: "Это так здорово, что слишком:У тебя фантазия безумная, ты бы хоть немного ее унял", но это еще надо понять, у кого из нас более безумная...
Как-то Тростянецкий мне и Медведеву предложил: "Встаньте друг против друга, ты, Володя, прицелься и выстрели". Я делаю - бах! Медведев падает, что делать? Бросаюсь к нему, начинаю его по сцене таскать, пытаюсь посадить - падает: Оказывается, Тростянецкий Медведева подговорил, а я-то не знал. Режиссер любит такие провокации. Мы с Медведевым импровизируем, Тростянецкий смотрел-смотрел: "Все, я поймал жанр!" И мы стали делать этюды, многое даже не вошло в спектакль, например, когда Каренин один бродит по квартире, берет вещи Анны, надевает платье - чтобы проникнуть в ее душу.
Открытием для меня стала Леночка Кривец, оказавшаяся прекрасной партнершей. Сначала она сидела тише воды ниже травы, боялась режиссера (как поначалу и я), после репетиции в гримерке как-то призналась: "Мне плохо, теряю сознание". Но постепенно осмелела. Как только она стала играть вот эту "болезнь любви", от которой у Анны съехала крыша, я понял - спектакль будет. А Медведев, наоборот, относился к работе без отдачи, и в результате его заменили Андреем Никитинских.
Для меня было удивительным, как Тростянецкий работает с актерами, выстраивает им каждое слово, каждую интонацию - я такой подробной работы сроду не видел. Он - человек в себе, иногда слова не вытянешь, а то вдруг его несет, актеры катаются со смеху..
Награда
- Как отношусь к награде? Это необходимое условие, чтобы артист успокоился, понял, что он в порядке. Как на зрелый фрукт ставят этикетку фирменную, мол, вот какой красивый! Правда, у артиста эта этикетка еще и залог, что не съедят! Но я всегда спрашиваю себя о случившемся: "К худу или к добру?" Еще бабушка научила. Ответ должен быть: "Не знаю". После награды я стал спокойнее, а коллега спросил: "Надеюсь, ты станешь добрее?" - "Что ты имеешь в виду?" - "Ну, с таким характером!" - "Да если бы я был без характера, не любовался теперь на "Софит". Не бывает артиста без характера, примиряйтесь с его характером, не подминайте под себя, иначе мы будем как асфальт - ровные и бездарные. Только с характером можно было из авантюры сделать спектакль.