Одним из любимых развлечений моего детства был поход в мороженицу: разноцветные шарики пломбира, крем-брюле и фруктового мороженого, обильно политые приторным сиропом, лимонад "Буратино", молочный коктейль с трубочкой: Взрослые заказывают бокал шампанского, стаканчик красного сухого или коньячку: И вот он, праздник! Увы, ленинградские мороженицы уходят в небытие, как ушли автоматы с газированной водой или пивные ларьки. Оставшиеся в живых можно пересчитать на пальцах одной руки.
Пойти некуда
Первыми исчезли мороженицы в спальных районах. На их месте, в стремительной круговерти сменяя друг друга, появлялись и пропадали разнокалиберные магазинчики, залы игровых автоматов, "шавермы" и распивочные. В центре они продержались дольше. Но уже давно закрылась мороженица в начале Гороховой, перепрофилированы под магазины подвальчики напротив Публички на Невском, закрылась мороженица на Садовой рядом с Сенной. Даже казавшийся вечным "Лягушатник" - самая знаменитая городская мороженица - превратился в новомодный Интернет-клуб.
Если не брать в расчет сеть морожениц Баскин-Роббинс (все-таки на вкус их мороженое совсем не то, что привычное российское), покормить ребенка мороженым сегодня можно только на ходу, купив его на лотке. На худой конец - дома. Только какой это праздник? А когда вы последний раз пили настоящий молочный коктейль? Грустно.
Хотя спрос есть
Ситуация вообще-то не очень понятная. Сказать, что детские кафе не пользуются популярностью, никак нельзя. Но почему их в городе так мало - неясно. Не поведешь же ребенка в обычное кафе, где зачастую накурено, а за соседним столиком рекой льется алкоголь. Поэтому тот же "МакДональдс" не испытывает недостатка в посетителях с детьми, которые желают попировать в детском зале.
Да и в одном из немногих сохранившихся в городе кафе-мороженых, которое мы с трудом отыскали на 1-й Красноармейской, воскресным вечером свободных мест не было. Причем, несмотря на полное отсутствие в меню алкоголя и, прямо скажем, не очень широкий выбор сластей, публика сидела самая разнообразная: и семейные пары с детьми, и молодые люди спортивного сложения, и старушки, и девушки нежного возраста.
Вернутся ли мороженицы?
При всем при том городская сеть быстрого питания развивается в Питере бурными темпами. Только за прошлый год, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, открылось 350 новых предприятий: кафе, бары, столовые, закусочные, рестораны. Но специализированных кафе-морожениц среди них не значится. И развесного мороженого производить в городе меньше не стали. На "Петрохолоде" нас заверили, что эту продукцию здесь с каждым годом производят все больше и больше. Ее охотно покупают рестораны, крупные универсамы и сеть мелкорозничной торговли. Так что отсутствие морожениц на сбыте не сказывается.
А на потребителе очень даже сказывается. Потому как одно дело - наслаждаться мороженым дома, и совсем другое - за столиком кафе. Может, чиновникам пора задуматься, как стимулировать развитие детских кафе-морожениц. Ведь возродились исчезнувшие было кофейни. И даже бочки с квасом, казалось ушедшие навсегда вместе с советским бытом, вновь появились на городских улицах.
Цены
Мороженое трех-четырех сортов - 10 руб. за 100 гр.
Наполнители: сироп, джем, тертый и жидкий шоколад - от 1.50 до 2.00 руб.
Молочный коктейль, взбитый в допотопном миксере марки "Воронеж", зато густой и вкусный - 16 руб.
Взбитые сливки, пирожные - от 12 руб.
Кофе - 8 руб.
Кофе глясе в меню отсутствует, но можно попросить сделать.
25-26 мая на площади Островского в пятый раз пройдет Фестиваль мороженого, приуроченный ко Дню города и последнему школьному звонку. Победители разнообразных викторин и розыгрышей получат сладкие призы.