Петербург вроде бы уже перестали называть "криминальной столицей". Само название, рожденное как бы в противовес "культурной столице", сразу же возмутило городских руководителей и милицейских начальников. Их можно понять. Столица у нас одна. И очевидно, что основные финансовые потоки - объект криминальных интересов - идут через Москву. Однако миф о Питере как криминальной столице, похоже, начинает возрождаться. Выходит, это кому-нибудь нужно?
Когда-то бывший начальник ГУВД А. Пониделко объявил войну "тамбовскому" преступному сообществу. Причем даже обещал обнародовать список членов этой группировки, якобы расположившихся в кабинетах Смольного. Но дальше обещаний дело не пошло. О "тамбовцах" уже почти стали забывать, но нежданно-негаданно летом прошлого года министр внутренних дел Борис Грызлов заявил: "Особое беспокойство вызывает деятельность "тамбовского" преступного сообщества, которое держит под контролем топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга. С такой ситуацией мириться нельзя". Как и в случае с Пониделко, каких-либо конкретных шагов после этого заявления не последовало. Разве что роспуск Северо-Западного РУБОПа. Видимо, именно эту структуру заподозрили в связях с "тамбовцами".
Но в мае этого года Грызлов снова говорит на эту же тему. И примерно в тех же выражениях. Мало того, приказом министра создается специальная оперативно-следственная бригада по декриминализации обстановки в Петербурге. И к концу нынешнего года обещано обнародовать промежуточные итоги ее работы.
Питерская милиция работает под специальным контролем министерства, и этот контроль постоянно продлевается. Начальник главка МВД по Северо-Западному федеральному округу Борис Уемлянин выражает недовольство работой ведомства генерала Вениамина Петухова: И это при том, что в течение прошлого года уровень преступности в городе и области снизился на 4,9%, количество убийств - на 2,5%, краж - на 11,9%, грабежей - на 14,9%, разбоев - на 16,8%. Раскрываемость преступлений выше среднего показателя по России. По всем показателям Питер занимает 30-35-е место в стране, а это примерно середина.
Конечно, к данным цифрам следует относиться с осторожностью. Не секрет, что показатели раскрываемости во многом высоки за счет нерегистрации преступлений. Однако было бы наивно полагать, что "глухари" вызывают страх у милиции только в Питере. Эта практика носит массовый характер во всех городах России. И потому 30-35-е место - это уже более-менее объективная цифра.
Кому выгодно поддерживать живучесть мифа о "криминальной столице России"? Ответ на этот вопрос мы узнаем, наверное, нескоро. А вот чем опасен этот миф, ясно уже сейчас. Яков Гилинский, заведующий Центром девиантологии Санкт-Петербургского социологического института РАН, говорит: "В городе очень тяжелое положение с уличной преступностью, с грабежами и разбойными нападениями. Но такая ситуация не только в Питере, есть города, где дела обстоят намного хуже. Организованная преступность - далеко не самая страшная для населения. Их разборки волнуют простых жителей города как раз меньше всего. Борьба с какой-либо одной преступной группировкой - передел так называемых сфер влияния, борьба одних бандитов с другими с помощью милиции. Все эти локальные мероприятия, как объявление войны "тамбовцам", - действия, отвлекающие от решения реальных бед страны. И отсюда полная беззащитность населения от криминала - и в Петербурге, и в Перми, и в Хабаровске.
В обществе экономический и социальный кризис, тотальная коррумпированность всех ветвей и уровней власти. И пока все эти проблемы не будут решены, ничего не изменится, невозможно решить ни одну проблему. Включая и преступность".