После того как потоки воды затопили Центральную Европу, многие в нашем городе вспомнили древнее пророчество "Петербургу быть пусту". Приписывают его первой жене Петра Великого, Евдокии Лопухиной, а весной 1722 года так кричал на улицах новой столицы полоумный дьяк, арестованный за сеяние смуты. Но и двумя годами ранее шведский дипломат сообщал королю о наказании плетьми неизвестного мужика, предсказавшего новой столице гибель. Несчастный хохотал и горланил: "Все равно утопнет бесов град".
Напомним, что в день самого жестокого питерского наводнения 7 (19) ноября 1824 года Нева поднялась выше ординара всего на 410 сантиметров. А в Чехии в пик катастрофы зафиксировано 12 метров поверх обычного. Случись такое у нас, Медный всадник оказался бы в воде по грудь седока - торчала б только десница, обращенная на Запад.
Наводнение совсем иной природы
"Катаклизмы, сотрясающие сейчас Европу, и наводнения в Петербурге имеют совершенно разную природу", - убежден известный палеоклиматолог, профессор и доктор наук Всеволод Зубаков. Научные труды питерского ученого переведены на множество языков, а знаменит он в том числе тем, что реконструировал механизм описанного в Библии Всемирного потопа.
По мнению Зубакова, своими неприятностями Европа нынче "обязана" сочетанию нескольких факторов. Из-за циркуляции океанических течений ослабло влияние "печки Старого Света", небезызвестного Гольфстрима, и холодные арктические массы продвинулись на юг дальше обычного - почти до побережья Средиземного и Черного морей. Здесь они столкнулись с чрезмерно увлажненными потоками воздуха из Атлантики - сказалась и активность знаменитого Эль-Ниньо в Тихом океане, увеличивающего общую влажность атмосферы Земли, и вероятное повышение температуры поверхности воды в бассейне северной Атлантики (при достижении отметки в 29 градусов образуются круговороты по типу смерчей и торнадо, "всасывающие" воду). В итоге от Пиренейского полуострова до Краснодарского края большой дугой вытянулся "фронт" природных катаклизмов.
Петербургу же наводнение приносят сезонные циклоны, которые осенью (главным образом во второй ее половине) пересекают Балтийское море с юго-запада на северо-восток и формируют так называемую "длинную волну". При попадании в мелкий Финский залив и при поддержке ветра эта волна, входя в дельту Невы, и поднимает воду выше ординара. Так что "нашим" наводнениям европейские катаклизмы вряд ли "помогут", и к перспективе "утопления Петербурга", в том числе уже нынешней осенью, профессор Зубаков относится скептически. "Действительно, сразу по окончании ледникового периода здесь гуляли морские волны, Ладога была частью Балтики, а Скандинавия - островом. Но чтобы вода вернулась в том объеме, требуются тектонические изменения. Нагонной волны и проливных дождей для этого не хватит".
По-старому нас не зальет
Если природу разливов Невы ученые описывают одинаково, то возможности прогнозирования питерских наводнений оценивают по-разному. Специалисты, работающие с МЧС, считают, что никакой периодичности по годам не наблюдается: случалось и по 8, и по 12 лет спокойной жизни, а в другие годы вода поднималась несколько раз (1752-й - 5 наводнений, 1863-й - 3, 1986-й - 4). Старший научный сотрудник Института Арктики и Антарктики Аркадий Антонов несколько лет назад связал катаклизмы Петербурга с рядом метеорологических, космических и гелиофизических факторов, и назвал наиболее опасными для наводнений 1997 и 2006 годы плюс-минус пару лет. С первой датой доктор географических наук не ошибся - в ночь с 30 ноября на 1 декабря 1999 года Нева дотянулась до отметки 266 см выше ординара. Если не ошибся и со второй, то ни в нынешний, ни в юбилейный год даже с учетом погрешности беспокоиться не о чем.
Правда, после европейских ужасов группа специалистов подготовила для властей Петербурга достаточно тревожный документ под названием "Оценка климатической вероятности невских наводнений на август 2002 года". В нем, в частности, сообщается, что началось очередное Эль-Ниньо, что уровень воды в Финском заливе сейчас выше, чем в прошлые годы, и утверждается, что вероятность экстремально сильных штормов на Балтике и наводнений во второй половине 2002 года возрастает. Однако в 1983 году, например, воды Тихого океана, рождающие Эль-Ниньо, прогрелись возле перуанской пустыни до максимальной за всю историю измерений величины - а в Неве аукнулось всего 210 сантиметрами выше ординара.
А если по-новому?
Питерские ученые настолько привыкли к "родным" наводнениям, что считают невозможным повторение европейского сценария (льют дожди, вода поднимается в верхнем течении рек и смывает все по дороге к морю). Но эксперт в области астрокартографии Александр Бузинов, предсказавший землетрясение на Сахалине и гибель парома "Эстония", придерживается иного мнения.
Астрокартография, говоря попросту, это астрология, "привязанная" к географическим картам. Любимые астрологами Нептун, Уран, Плутон и другие небесные тела отбрасывают на поверхности Земли "тень". Если проследить ее во времени, для каждого такого тела можно нарисовать линию, а совокупность линий даст "сетку". Можно рассчитывать эту "сетку" как назад, так и вперед, а "узлы", если их правильно истолковать, и объяснят происходящее.
Так вот астрокартограф Бузинов полагает, что если и возможно в нынешнем году в Петербурге сильное наводнение, то случится оно только в период с 16 по 24 сентября, и в этом случае опасность придет не с запада, а с востока - из-за подъема Ладоги и выхода Невы из берегов в верхнем ее течении. Данные эти приблизительные, для более точной оценки опасности нужны дополнительные исследования, но их группе Бузинова никто не заказывал. Астрокартографы, много и с большой пользой работавшие и со штабом ВМФ России, и с военно-космическими силами России, давно предлагают свои услуги Шойгу, но ответа до сих пор не получили.
Спасатели, вперед!
Как удалось выяснить корреспонденту "АиФ-Петербург" в региональном управлении по делам ГО и ЧС, до чрезвычайных происшествий в Европе у нас отрабатывались в деталях планы действий только по наводнениям, связанным с нагонной волной.
Здесь все понятно: подверженные затоплению районы разделены на 4 группы. В зависимости от информации, полученной службами слежения из Балтики за 4-8 часов до начала подъема воды, определяется характер угрозы и ресурсы для ликвидации ее последствий. В первую очередь (вода до 2,5 метра выше ординара) силы и средства стягиваются в Приморский, Петроградский, Василеостровский, Кронштадтский и Курортный районы. 3 метра против обычного означают, что затопит также Калининский, Кировский и Адмиралтейский районы. Если Нева поднимется до 3,5 метра, добавятся Выборгский и Красносельский, а если выше - Невский, Петродворцовый, Московский, Красногвардейский и Центральный. В этом случае Кронштадт, Васильевский остров и Петроградский район вода закроет полностью, и при угрозе такого наводнения жителей будут эвакуировать. Кроме спасения людей, бойцы МЧС должны будут успеть остановить опасные производства, котельные и ТЭЦ (во избежание взрывов).
Как сообщил нам глава пресс-службы регионального управления Андрей Алябьев, в ближайшее время должна собраться комиссия по ЧС СПб под председательством вице-губернатора Анны Марковой. Предполагается, что комиссия предложит спасателям разработать план действий на случай "наливного" наводнения, по типу недавних европейских. А в настоящий момент, что и в какой очередности делать, если вода начнет прибывать из верховьев Невы, не знает никто.