Зима в этом году выдалась снежной. Уже к сегодняшнему дню снега навалило столько, сколько за весь прошлый год. И дорожники с опаской вспоминают зиму 1997-1998 годов, когда снег непрерывно падал 52 дня. С трудом, но городские магистрали тогда расчистили. Если подобный катаклизм случится сегодня, гарантировать чистоту улиц никто не берется. Снег попросту некуда вывозить.
Жилье вытесняет полигоны
Снег, который собирают с городских улиц, чистотой, мягко говоря, не отличается. Во-первых, сдобрен солью, а во-вторых, тяжелыми металлами выхлопных газов автомобилей. Понятно, что абы куда сваливать эту снежную массу нельзя. В свое время снег сбрасывали в канализацию. Но после того как возникла угроза терроризма, все приспособленные для сброса снега шахты закрыли, чтобы город, не дай бог, не лишился в одночасье всей канализации.
Последние годы снег свозят на специально выделенные площадки - снежные полигоны. Временами снежно-ледяные горы на них вырастают с трех-четырехэтажный дом. Весной, когда снег стает, землю на полигонах обязательно рекультивируют. Еще четыре года назад в городе действовало 52 снежных свалки. Сегодня только 33. В следующем году их будет еще меньше. На бывших свалках растут жилые кварталы.
"Существующих снежных полигонов, конечно, не хватает, - говорит директор "Спецтранса" Николай Мельников. - Холостой пробег самосвалов значительно увеличился, соответственно выросли расходы на бензин. Но главное, что днем через пробки машинам не пробиться. Круглосуточно вывозим снег только из спальных районов, в центре приходится работать в основном по ночам".
В шахту или в канал?
Особенно тяжелая ситуация с вывозом снега сложилась в Адмиралтейском районе. Здесь нет ни одной официальной снежной свалки. И ни одного пригодного для обустройства полигона места. Нет даже места для базы "Спецтранса", и технику приходится гонять из других районов. "Мы присмотрели подходящее здание, но оказалось, что там расположена база питерской команды по американскому футболу. Вы знаете о существовании такой команды? И я раньше не знал. Но здание нам так и не отдали. Получается, что расчистка городских магистралей не столь необходима городу, как американский футбол", - недоумевает Николай Мельников.
Ближайшая к Адмиралтейскому району снежная свалка расположена на Васильевском острове, и самосвалам приходится пробиваться к ней через и так перегруженный транспортом мост Лейтенанта Шмидта. Чтобы расчистить дороги, "Спецтранс" вынужден свозить снег на "перевалочную базу в придорожной полосе", расположенную рядом с Обводным каналом.
"Сбрасывать снег в реки и каналы нам запрещено, - говорит начальник отдела механизированной уборки дорожно-мостового управления Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Дмитрий Первушкин. - Исключение сделано только для экстренных случаев на время сильных снегопадов. Хотя у наших соседей финнов снежные полигоны расположены прямо на берегу Финского залива. И никто особенно не беспокоится, что весной талые воды текут прямиком в залив".
Выход из пиковой ситуации специалисты видят только в строительстве специальных шахт глубокого заложения, подключенных к все той же городской канализации. Так, как это сделано в Москве. По сути, это целый снегоплавильный комбинат с тепловыми камерами и сепараторами для очистки снега от бытового мусора и песка. Строительство одной такой шахты оценивается в 20-25 миллионов рублей. Но и для шахт подобрать место оказалось не просто. Из 12 адресов, рекомендованных "Водоканалом", предварительное разрешение на строительство удалось получить только на один. Все остальные уже отданы под перспективное строительство жилья. Возможно, первая шахта для утилизации снега появится уже через год. И скорее всего как раз в Адмиралтейском районе. О том, чтобы шахты появились в каждом районе, речи пока не идет. Остается либо надеяться, что ближайшие зимы не будут снежными, либо смириться с тем, что снег с городских улиц попадает в реки и каналы.
P.S. Отдельная проблема расчистки городских улиц от снега - беспорядочная парковка личного автотранспорта. Элементарное правило: в четные дни парковаться на нечетной стороне улиц, в нечетные - на четной (время наступления "новых суток" 9 часов вечера) никто не соблюдает. Спецтехника просто не в состоянии убрать снег от поребрика. Сегодня каждую ночь в центре города работает 6 автоэвакуаторов, таскающих машины с места на место. В среднем они успевают переставить около сотни автомобилей. При этом только на Лиговке каждую ночь неправильно припарковано более полутора сотен машин. Что ж потом жаловаться, что, шагая на проезжую часть, вы попадаете в снежную кашу?