Осенью городские службы, как всегда, отрапортовали, что Петербург к зиме готов. Первые снегопады вперемежку с оттепелями показали, что готов он: как всегда. То есть этой зимой, как и прошлой, нас ждут скользкие тротуары, соляные разводы на обуви, снежная каша по краю проезжей части, свисающие с крыш сосульки и прочие "радости", свойственные Петербургу в это время года. Правда, есть и перемены к лучшему. Но в масштабе города петербуржцы их, скорее всего, не заметят.
А снег и сам растает:
Все проблемы, связанные с чистотой и порядком на городских улицах, упираются в отсутствие средств. В бюджете этого года на уборку было выделено полтора миллиарда рублей. По подсчетам же специалистов Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ), необходимо как минимум в три раза больше. Для сравнения: в Москве на те же цели тратится более 8 миллиардов. И это только на магистрали федерального значения. На внутрирайонные дороги столичные префектуры выделяют дополнительные средства.
На следующий год в петербургском бюджете на уборку было заложено 2 миллиарда рублей. Тоже не густо, но хоть намек на улучшение был. Однако депутаты городского ЗакСа посчитали, что в городе и так чисто. И сняли со статьи "механизированная уборка" 49 миллионов рублей на: реконструкцию Мариинского дворца и содержание депутатской столовой! Логика железная: главное, чтобы депутат был сыт, а снег и так растает. Весной уж точно. Возможно, ситуацию с финансированием удастся переломить новому председателю КБДХ Владимиру Антонову. Но этой зимой дополнительных средств на уборку уже никто не даст.
И снова соль
Не светят Петербургу и современные методы уборки. Альтернатива песку и соли отсутствует все по той же причине - нет денег. Химические реагенты, которыми обрабатывает дороги Москва, стоят в 5-7 раз дороже. Кроме того питерские специалисты настаивают на том, что соль экологичнее химии и проще в использовании. Экологически чистая гранитная крошка, используемая в соседней Финляндии, Петербургу тоже не по карману. Да и российские ГОСТы предписывают чистить проезжую часть до асфальта, а финны сыплют крошку прямо поверх снега. Единственный эксперимент, на который решился "Спецтранс" в этом году, - использование увлажненной соли вместо сухой. В этом случае, как утверждают специалисты, снег быстрее тает, а соль не "растаскивается" колесами машин. Правда, новшество будет использоваться только в Московском районе.
Руководство "Спецтранса" уверяет, что все нормативы по уборке улиц от снега выполняются неукоснительно. Тем более, что в этом году парк снегоуборочной техники пополнился двумя сотнями новых машин. Среди них полсотни мобильных мультикаров, которые могут работать как на тротуарах, так и на проезжей части. Но даже юркие мультикары бессильны перед припаркованными где попало автомобилями. Требование оставлять зимой машины по четным числам на нечетной стороне улицы, а по нечетным - наоборот, нарушается из-за отсутствия стоянок, особенно в центре города. Если же вовремя не убрать от поребрика снег, то засоряется и замерзает ливневая канализация. И чуть потеплеет, пешеходам приходится форсировать улицы по щиколотку в жидкой каше из снега и соли.
Свалки вместо шахт
По-прежнему не внедрены в Петербурге прогрессивные методы утилизации снега. Как и раньше, в этом году его будут свозить на специальные снегоприемные пункты. Всего таких пунктов в городе 34. Ничего специального в них нет. Обычные пустыри, земля на которых так просаливается за зиму, что весной их приходится рекультивировать. Но и пустырей не хватает. Один из снегоприемных пунктов расположен вдоль набережной Обводного канала напротив домов 219-233. Как правило, к середине зимы груды грязного снега достигают здесь таких размеров, что снег сыплется через ограду в канал.
О строительстве современных снегоплавильных шахт, подключенных к сетям "Водоканала", специалисты рассуждают уже несколько лет (в Москве таких шахт около трех десятков). Но до дела руки у городских властей так и не доходят. То место для обустройства шахты никак согласовать не могут, то денег на строительство не найти.
Гололед и сосульки
Ежегодно от гололеда страдают тысячи петербуржцев. Только за минувшие выходные травмы разной степени тяжести получили 150 горожан. Виноватых днем с огнем не сыщешь. Часть тротуаров контролирует "Спецтранс", часть - жилищники, часть принадлежит садово-парковому хозяйству, а часть - вообще ведомственные. В перспективе тротуары должны обрести единого хозяина. Им станет "Спецтранс". С него будет и спрос. Но свершится это только через два года.
За внутриквартальные дорожки и дворовые территории отвечают жилищники. Реформа ЖКХ в самом разгаре, а дворников по-прежнему не хватает. Без дворников же и снег размести некому, и песком дорожки никто не посыплет. И во многих районах вокруг домов впору на коньках бегать. Молодые на ногах еще держатся, а как быть пожилым?
О падающих сосульках вообще говорить не хочется, чтобы беду не накликать. Специальные покрытия, препятствующие образованию наледи на кровле, можно увидеть только на выставке достижений ЖКХ, но не в арсенале петербургского жилкомхоза. В общем, зима пришла в город. Это значит, что надо держаться подальше от домов и внимательно смотреть под ноги.
P.S. Сообщить об обнаружении скользкости на проезжей части и прочих проблемах, связанных с уборкой дорог, можно диспетчеру КБДХ: 314-60-13. О неработающей ливневой канализации - по телефону "горячей" линии "Водоканала": 305-09-09.