С этой недели в Петербурге объявлен традиционный осенний месячник благоустройства. Город начинают готовить к зиме. Надо очистить дворы от автохлама, отремонтировать дворовое освещение, застеклить и утеплить парадные. Начнут подготовку к зиме и городские озеленители. Питомники уже отправляют в город материал для осенних посадок. Однако за последние шесть лет плановых вырубок в городе производилось в полтора раза больше, чем посадок. Причем специалисты говорят, что вырубку старых тополей надо бы проводить еще активнее. Сажать тоже надо бы больше, но ни на порубку, ни на посадки, ни на текущее содержание садов и парков у Управления садово-паркового хозяйства хронически не хватает денег.
Деревья-угрозы
Впервые о деревьях-угрозах заговорили три года назад. Из-за сильных ветров старые тополя ломались как спички. Но только после того, как несколько деревьев упали на головы прохожих, городские власти забили тревогу. Вопрос о сносе деревьев-угроз поставили на особый контроль, выделили деньги и за два года срубили более 20 тысяч старых деревьев. Однако проблема до конца так и не решена.
"Тополя массово высаживали в Ленинграде сразу после войны, - поясняет начальник производственного отдела Управления садово-паркового хозяйства Александр Мезенко. - Тополь растет очень быстро, и это позволило в считанные годы восстановить зеленое убранство города. Однако в городских условиях тополь живет не более 50-60 лет. И сегодня послевоенные посадки просто умирают. Причем визуальный осмотр не всегда позволяет выявить больное дерево. У внешне здорового зеленого тополя может быть гнилой внутри ствол или съеденные грибком корни. Чтобы поставить точный диагноз, необходимо было закупить специальные приборы и привлечь к работе специалистов из Лесотехнической академии. Средств на такое обследование у нас не было, и, к сожалению, эта работа так до сих пор не проведена".
То есть, сколько еще в городе потенциальных деревьев-убийц, которые в любой момент могут упасть на головы прохожим, никто не знает. Кроме того, только треть зеленых насаждений города находится в ведении Управления садово-паркового хозяйства. За деревьями же во дворах должны следить жилищные службы, у которых знаний и возможностей еще меньше, чем у профессиональных озеленителей. Жилищники и с прямыми-то обязанностями едва справляются, что уж говорить о деревьях.
У специалистов одна надежда на принятый недавно закон "О защите зеленых насаждений". В нем есть статья, обязывающая провести учет и обследование всех городских посадок. Но будет ли закон подкреплен немедленными финансовыми вливаниями, пока неизвестно. Поэтому есть опасения, что деревья будут рубить без всякой инвентаризации. Все подряд - и больные, и здоровые. Просто чтобы расчистить место под строительство или автомобильную стоянку. А когда все вырубят, то и считать, и обследовать будет проще и не так затратно. Кстати, под шумок борьбы с деревьями-угрозами в Петербурге зачастую вырубаются вовсе не тополя, а вековые дубы и вязы, древесину которых можно выгодно продать.
Автомобили губят газоны
В Петербурге размеры городских парков, скверов и бульваров сопоставимы с московскими. А денег на их содержание выделяется в пять раз меньше. Бюджет городского Управления садово-паркового хозяйства - 400 миллионов рублей, в Москве - 2 миллиарда. "По нормативам, чтобы произвести необходимые посадки, вовремя косить траву, поливать и подкармливать растения, нам требуется около 1,5 миллиарда рублей, - говорит Александр Мезенко. - На те деньги, что есть в нашем распоряжении, мы производим только самые необходимые работы. Нельзя не косить Марсово поле два раза в месяц, иначе оно превратится в кочковатое поле. Нельзя хотя бы раз в год не подкармливать молодые посадки. И это мы делаем, но чтобы деревья нормально развивались, удобрять надо чаще. Во всем мире приствольные лунки деревьев посыпают щепой, чтобы летом земля не пересыхала, а зимой не впитывала соль. Мы этого позволить себе не можем. Городские парки обкашиваем только по периметру, а внутри они зарастают бурьяном. Не можем даже сохранить газоны. В городе все больше автомобилей, паркуются они, где хотят, на газонах в том числе. На Фурштатской улице газоны уже практически уничтожены. Страдают корни деревьев, и местные вязы уже начинают сохнуть. Там надо ставить оградки. Элементарная вещь, но средств у нас на это нет".
Изощренное воровство
Специалисты отмечают, что благоустройство и озеленение в городе очень часто проводится "абы как". Особенно грешат этим муниципалы, которые сами рисуют проект, сами проводят конкурс на озеленение и сами его у себя выигрывают. Деньги на это депутаты выделяют немалые, но все благоустройство сводится к тому, что неизвестные люди разравнивают на газоне 2-3 машины земли и тыкают туда саженцы, явно выкопанные в лесу. Такие саженцы просто обречены на гибель. Профессионалы просто за голову хватаются, когда видят трех-четырехлетние саженцы полуметровой высоты, тогда как по нормативам в городе надо сажать десяти-пятнадцатилетние деревья с высотой не менее двух метров и определенной толщиной ствола.
Еще один бич городских озеленителей - повальное воровство посадочного материала. Стоит посадить красивый декоративный кустарник, как горожане начинают растаскивать его по садовым участкам. В этом году наполовину проредили посадки барбариса на проспекте Непокоренных. Пришлось заменить барбарис цветами. Из года в год воруют розы на стрелке Васильевского острова. "Мы могли бы сажать гораздо больше роз, но сознательно этого не делаем, - говорит Александр Мезенко. Все равно растащат. Причем с каждым годом воровство становится все более изощренным. Раньше от хищений в основном страдали посадки цветов. Сегодня начали воровать дорогостоящие деревья, растущие в городе уже не первый год. Работают явно специалисты, хорошо разбирающиеся в проблемах озеленения и знающие цену каждому саженцу. Выкопать дерево при помощи спецтехники - дело 15 минут, и можно его везти благоустраивать частный загородный дом".
Паркам быть?
Площадь зеленых насаждений в Петербурге из года в год сокращается. Правда, в оценке масштабов этого сокращения мнения специалистов сильно расходятся. По оценкам экологов, за последние пять лет из-за строительного бума и пресловутой уплотнительной застройки город потерял почти четверть зеленых насаждений. В Управлении садово-паркового хозяйства с этим не согласны и оперируют цифрами на порядок меньшими.
Тем не менее, зелени, особенно в центре города, становится все меньше. И сегодня необходимо задуматься о создании в Петербурге новых парков и скверов. Строящиеся сегодня на окраинах парк 300-летия Петербурга и Муринский парк проблемы не решат.
Новый генеральный план развития города предусматривает вынос промышленных предприятий из центра. Озеленители настаивают на том, что не все освободившиеся территории должны быть застроены офисами или жильем. Часть необходимо отдать под скверы и сады. Надо надеяться, что разработчики генерального плана учтут их пожелания.
Кстати
Общая площадь городских зеленых насаждений составляет более 30 тысяч гектаров. Из них парки, сады, скверы, бульвары и озелененные улицы, которые обслуживает Управление садово-паркового хозяйства, занимают площадь чуть более 10 гектаров. Остальные зеленые посадки расположены на ведомственных территориях и внутри дворов. В этом году было произведено обследование внутриквартальных зеленых зон. Выявлено более тысячи объектов, которые можно квалифицировать как сквер, общей площадью 2,5 тысячи гектаров. До конца года их должны передать в ведение Управления садово-паркового хозяйства. Новое строительство на этих территориях будет запрещено.