Нынешняя зима очень холодная, ее даже сравнивают с блокадной, которая, как говорят, была очень суровой. А насколько морозной, в действительности, была та зима? Ведь для голодного человека и минус 10 - очень сильный мороз. Т. Разуваева
Блокадная зима 1941-1942 гг. была одной из самых суровых в ХХ столетии. Холоднее ее была лишь зима 1939-1940 гг., когда, кстати, тоже шла война - советско-финская.
Есть уникальный документ, который дает представление о погоде блокадной зимы и о жизни горожан в тех условиях. Это дневник одного из жителей города Николая Павловича Горшкова. Скромный бухгалтер с Лиговки каждый день заносил в тетрадку данные о температуре воздуха, положении с продовольствием, водой, электричеством и т.д. В его дневнике - 880 записей.
Судя по ним, в первый день 1942 года было минус 25, 2 января - минус 27, потом немного потеплело, но к 10 января температура вновь опустилась до минус 25. Вторая декада января была холоднее. 11 января - 27, 12-го - 33, 13-го - 35, 14-го - 30. Следующие 5 дней чуть отпустило - от минус 13 до 24. В третьей декаде вновь похолодало. 20 и 21 января - минус 34, 23-го - 28, 24-го -34, 25-го - 30, 26-го - 25, 27-го - 30, 28-го - 27 градусов мороза. В феврале столбик термометра не опускался ниже минус 20, но здоровье людей было уже подорвано - на февраль-март пришелся пик смертности в блокадном Ленинграде.
Вот отрывки из дневника Н. П. Горшкова:
"20 января. Мороз 34 градуса. Утром ясно. Средней силы холодный ветер идет с востока, очень холодно. Печальную картину представляет наш любимый город. Все мертво".
"21 января. 34 градуса. Наш голодный город застывает. По железной дороге местного сообщения подвозят торф и дрова, очень мало других грузов, еще меньше пассажиров. На улицах везут очень много покойников, большей частью без гробов, зашитые в одеяла, простыни и т.д.".
"24 января. 34 градуса. Постоянно дует резкий северо-восточный ветер, отчего холод невыносимый. Встречаются прохожие с побелевшими носами и щеками, не замечающие, что уже отморозили их. Целый день погода ясная, безоблачная. Красноватое солнце как в тумане. Сегодня, несмотря на анафемский холод, для ленинградцев радостный день. Во-первых, радостные вести с фронта, наши войска гонят немцев в Калининской области. Во-вторых, продовольственное снабжение улучшается, с сегодняшнего дня увеличена норма выдачи хлеба. В остальной жизни в городе перемен к лучшему нет. В особенности плохо с водоснабжением, замерзли трубы. С утра люди бегают с ведрами в поисках воды".
"25 января. 30 градусов. Ясно, яркое солнце. В некоторых районах совсем нет воды. Люди набирают снег и лед и растапливают на огне. Снег всюду грязный и при растапливании дает грязную воду с дурным запахом. В булочных снова очереди, хлеба не хватает, как говорят, по причине отсутствия воды на хлебозаводах. Город заледенел. Дом на Лиговской улице догорает сам по себе, пожарные все уехали - нет воды. Можно представить, что творится в домах и квартирах, всюду, где вода нужна человеку. Бани закрыты".
"28 января. Минус 27. Сегодня в городе много пожаров. Причина - печки-времянки ("буржуйки"). Несчастные граждане, не имея надежды спасти свое жилище, выносят вещи на мороз. Многие бросают вещи из окон. Валяются поломанные шкафы, кровати, даже рояли".
Николай Павлович Горшков, блокадный летописец, был в 1945 году арестован по доносу, получил 10 лет за "антисоветскую деятельность" и умер в лагере. По его просьбе дневник был приобщен к "делу". Через 50 лет его нашли в архивах КГБ.