Лютая в этом году зима все еще не отстает от нас: ладожский лед дорос в отдельных местах до 130 сантиметров, а областные просторы еще покрыты таким количеством снега, что, превращенный в воду, он выводит из себя наши мирные реки.
Бомбистам дали отставку
Слава богу, отказались от идеи бомбить Ладогу, - гидрологам удалось убедить бомбометателей, что от таких мероприятий толку будет чуть, а вреда -непредсказуемо много. Теплые деньки основательно подточили ладожские льды, появились полыньи, поэтому будут задействованы только ледоколы, которые станут колоть крупные льдины, помогая им либо растаять, либо побыстрее просочиться в Неву. К тому же, даже при самой неблагоприятной ситуации, последние льдины проходят Петербург не позднее 25 мая.
На фоне гипотетических неприятностей с ладожским льдом совершенно реальную угрозу представляет половодье на областных реках. Вот уж где попрет, так попрет. Угроза образования ледовых заторов традиционно пугает жителей Кингисеппа и поселков вокруг Оредежа - в районе заброшенных плотин. Вообще, брошенные, бесхозные гидротехнические сооружения времен колхозных ГЭС - около 80 дамб, плотин и прудов-накопителей по области - пребывают в таком состоянии, что в любой момент могут рухнуть. Например, Чикинская плотина - старейшая в Оредежском каскаде, построенная еще в 50-х годах XIX века, - самая дряхлая. Стоит она в верховьях реки. И ее прорыв вызовет цепную реакцию - все плотины ниже по течению разнесет весенней водой. На берегах Оредежа традиционно много дач, домов отдыха, детских лагерей, поэтому возможны даже человеческие жертвы. Река может снести все прибрежные постройки, мосты и деревни. Особенно опасен прорыв Рождественской плотины, потому что там большой высотный перепад.
Разливы могут "порадовать" любанцев, тосненцев и жителей низовий крупных рек бассейна Ладоги - Свирь, Паша, Оять и др. Впрочем, здесь как ни весна, так угрожающая ситуация. Просто люди за лето-зиму, вероятно, забывают, что живут в долине реки, которая ежегодно выходит из берегов, потому что так положено природой. Во всяком случае, Тихвинский, Лодейнопольский и Волховский район держат лодки на крышах.
Текут весенние помои
Как утверждает Северо-Западный региональный центр МЧС, ситуация вполне подконтрольна: Ленинградский военный округ выделил 1300 человек, 9 плавающих средств и три - летающих, а также 187 единиц всякой техники, чтобы в случае опасности немедленно принять меры. 11 групп взрывников ждут команды, но до сих пор обсуждается необходимость таких методов - как показывает опыт, пользы от взрывов дождаться можно не всегда, порой они приносят обратный результат, а вред для рек очевидный. Говорят, в этом году будут взрывать по-новому - селитряной смесью, якобы она дешевая и безвредная. Если все-таки решат бомбить, то бомбардировщики 6-й армии ПВО уже готовы. Запасены также пайки, одежда и медикаменты для потенциальных пострадавших (дай бог, чтобы это не пригодилось).
Что же касается небольших водоемов Ленобласти, этой весной отличились пруды-отстойники в сельских местностях. И так не слишком хорошо эксплуатируемые, в этом году они окончательно вышли из берегов, затопив помоями округу. Например, деревня Глобицы возле Копорья пахнет еще издали - сине-зеленая гадость переливается через размытую дамбу, течет между старыми деревьями (когда-то здесь был чудный парк) вдоль шоссе и шумно впадает в речку Воронку. Река Воронка оперативно доставляет всю эту дрянь в Финский залив. И таких "дивных" картин по области - без числа. Не ремонтируемые и не укрепляемые дамбы размываются, помои растекаются по округе, и стоит ли потом удивляться вспышкам различных кишечных заболеваний. А если талые воды подберутся к полигону Красный Бор, то одними кишечными заболеваниями не отделаешься. Каждый год Ижора оказывается под угрозой, и как только "проносит", все успокаиваются. Но ведь один раз и кочерга стреляет...