Примерное время чтения: 5 минут
95

А чем оператор лучше?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 02/07/2003

Мифов в туризме сколько угодно. Один из самых распространенных - о том, что всегда лучше покупать путевку не у турагента, а у туроператора.

Миф первый: дешевизна

Для начала объясним, если вдруг кто-то не знает, что такое турагент и туроператор. Фирма-оператор - это фабрика, которая производит туристический продукт, заключает договоры с авиакомпаниями и гостиницами и занимается непосредственным обслуживанием туриста. Фирма-агент - это магазин, в котором продаются путевки от самых разных операторов. Там никакие маршруты не разрабатывают, а работают с тем, что уже есть на рынке.

Отсюда и растут ноги у расхожего мнения, что у оператора покупать путевки дешевле. Мол, тут без наценки.

Лет десять назад так и было, однако времена изменились. Сейчас стоимость тура и у оператора, и у агента совершенно одинаковая. Комиссионные, заложенные в цену, скрыты от глаз туриста, это предмет внутренних отношений продавца и производителя.

Причина равенства цен очевидна: ни один крупный туроператор не выживет только за счет продаж в собственном офисе. Ему нужно реализовывать сотни путевок в неделю, что можно сделать только через сеть турагентств. А если стоимость тура "от производителя" будет ниже, то в агентство никто не пойдет, а у самого оператора клиентов прибавится не намного. В общем, невыгодно.

В мире, а затем и в Москве это поняли давно, там существует немало фирм, которые вообще не занимаются продажами напрямую. Ведь эффективнее работать с партнером, дающим десяток клиентов, чем тратить время на одного туриста. В Петербурге операторы пока имеют собственные отделы продаж, но и они уже начали предпочитать иметь дело с агентствами.

И все же иногда случается так, что оператор, дабы поскорее сбыть путевку, идет на скидки, чем сильно затрудняет работу агентств. Для покупателя это выгодно - он меньше платит. Но тут возникает мысль: если фирма так "подставляет" своих коллег, с которыми им еще работать и работать, то как она поступит, случись что, с туристом - чужим, в общем-то, человеком?

Миф второй: безопасность

Считается, что, покупая путевку у оператора, турист меньше рискует нарваться на обман. Мол, оператор завязан на партнерах, он работает с большими деньгами, несет колоссальные затраты - короче, фирма серьезная, а значит надежная. Турагент - другое дело. Малюсенький офис, три человека персонала, затраты минимальные - а вдруг исчезнет?

Однако подобные рассуждения, при кажущейся логичности, противоречат здравому смыслу. Судите сами: у маленькой фирмы и оборот маленький. Ну, придет туда десяток клиентов, оставит там максимум 10 тысяч долларов, а скорее всего раза в два меньше. И с этим "богатством" сбегать? Выгодней продолжать работать, иметь свою копеечку и спать спокойно.

Большинство афер в туризме связано как раз с операторами. Такими, как "Мечта", "Крым-тур", "Свой тур" и так далее. Большие суммы, которые стекаются к ним от агентов, для мошенников гораздо привлекательнее, тут они видят смысл в риске. Сразу оговоримся - никто не ставит знак равенства между оператором и аферистом. За всю 15-летнюю историю турбизнеса в Петербурге зафиксирована лишь пара десятков серьезных мошенничеств, хотя было время, когда количество операторов в нашем городе доходило до семисот. Да и сейчас их немало - свыше 200. Так что обманы - редкость, просто они на слуху.

Кстати, в историях с упомянутыми фирмами-мошенницами гораздо меньше пострадали те туристы, которые покупали путевки у агентов. Ведь по закону ответственность перед клиентом несет та организация, где куплена путевка. Например, когда прошлой осенью исчез "Свой тур", турагентствам пришлось компенсировать потери клиентов из собственных средств. Некоторым это оказалось не под силу, но большинство или вернули деньги частями, или предоставили туристам другие путевки. А вот тем, кто делал покупку непосредственно в "Своем туре", спрашивать было уже не с кого.

Миф третий: достоверность

Это единственный миф, который имеет под собой хотя бы какую-то почву. И связан он с той информацией, которую получает турист перед поездкой. Действительно, сотрудники фирм-операторов знают о маршрутах гораздо больше, чем в агентствах - почти все они неоднократно бывали на курортах, с которыми работают.

Но в последние годы агентства не сильно отстают в этом вопросе от операторов. И тому есть несколько причин. Первая - каждая фирма-оператор ежегодно устраивает так называемые рекламные туры. Сотрудников агентств знакомят со всеми возможностями курортов, провозят по отелям, показывают им номера, рестораны и даже туалеты.

Вторая причина - кадровый рост. Со временем многие менеджеры фирм-операторов, отвечавшие за направления, открывают собственные компании. Сейчас в Петербурге подавляющее большинство турагентств создано именно такими бывшими операторами. Разумеется, их знания никуда не деваются, и они по-прежнему способны донести информацию до туриста.

Третья причина - творческий обмен. Это такая безобидная хитрость, широко практикующаяся в турбизнесе. Когда работник агентства чувствует, что не в состоянии грамотно все рассказать клиенту, на помощь вызывается менеджер фирмы-оператора. Турист не догадывается, что перед ним садится сотрудник совершенно другой компании, он лишь поражается, как свободно тот владеет информацией, и его доверие к фирме от этого только растет.

Кстати, по нынешним законам агентство не вправе скрывать, что продает чужой продукт. Даже в путевке оно обязано указать не только свое название, но и наименование фирмы-оператора. Это специально придумано для того, чтобы туристу было безразлично, у кого покупать тур. В конце концов, мы же не ездим за товарами на заводы, которые их производят. Как-то обходимся и магазинами:

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах