В этом сезоне у Александринского театра появился художественный руководитель - Валерий Фокин. Это известный столичный режиссер, уже больше десяти лет он возглавляет созданный им в Москве Творческий центр им. Вс. Мейерхольда. В Александринке в прошлом сезоне Фокин поставил "Ревизора". Накануне открытия сезона новый худрук встретился с журналистами.
Влюбленность
- Когда репетировал "Ревизора", не думал, что что-то произойдет в дальнейшем, - рассказал режиссер. - Но в процессе работы во мне поселилась влюбленность, которая характеризуется тем, что прекрасный зал Росси стал сниться. Что-то завораживающее есть и в самой атмосфере театра. Второе - по-хорошему удивили актеры. То желание, с которым даже пожилые в массовых сценах могли прыгать по три часа. Третье - Мейерхольд за годы работы здесь существенно повлиял на эстетику театра, он очень любил Питер, а для меня связь с Мейерхольдом - важный акцент. Еще одно обстоятельство - в 2006 году у Александринского будет юбилей, 250 лет. Я хочу, чтобы театр занял место, достойное его великой судьбы. Министерство культуры предлагало мне контракт на пять лет, но я согласился на три, до юбилея.
Революции не будет
- В России есть три национальных театра - Александринский, Малый и МХАТ. Белинский называл Александринку "Русский Комеди Франсез". В идеале этот театр, как и его французский собрат, может стать живым музеем, куда люди берут билеты, чтобы войти и полюбоваться зданием. А на сцене должна идти классика - русская и зарубежная. Сегодняшний репертуар должен быть вычищен от случайных спектаклей, но - взвешенно, постепенно.
Год назад Александринка совместно с Центром им. Мейерхольда разработала программу "Новая жизнь традиции", первым спектаклем которой стал "Ревизор". Сейчас Григорий Козлов репетирует "Маленькие трагедии", в работе пьеса актера Андрея Толубеева "Александрия". А затем француз Маттиас Ландхофф будет делать "Смерть Тарелкина", поляк Кристиан Люпа - "Чайку".
Предполагаю, что, за исключением этих двух имен, буду работать только с питерской режиссурой, привлеку Праудина, Бутусова, Могучего, даже студентов. И из современной драматургии хочу обратиться именно к молодой питерской.
С 1 сентября главным режиссером театра назначен Александр Галибин. На мне лежит общее руководство, формирование репертуарной политики, подготовка к юбилею. Ну а ежедневную работу должен проводить главреж.
По договору я должен быть в театре четыре раза в месяц, но уже ясно, что этого недостаточно. Жить буду на два дома, дел в Петербурге очень много, я к этому готов. Как у Мольера: "Ты этого хотел, Жорж Данден!"
Сцена новая и старая
- В планах - обязательно открыть к юбилею новую сцену, оснащенную по последнему слову техники, зрительный зал - на 400 мест, поэтому я называю сцену не малой, а новой. Старую тоже надо приводить в порядок.