Турнир, который пройдет в "Юбилейном" 27-28 сентября, всего лишь десятый по счету баскетбольный мемориал на берегах Невы. Однако за свою не слишком богатую историю Кубок Белова - Кондрашина уже успел обрасти легендами, которые передаются из уст в уста. Как удалось выяснить "АиФ-Петербург", все они имеют в основе реальные события.
Подпольное название - мемориал Белова
Саши Белова не стало в октябре 1978 года. Уже на следующий год в Ленинграде его решили помянуть так, как принято в спорте. Есть же в легкой атлетике мемориал братьев Знаменских, в шахматах мемориал Чигорина, да и в баскетболе в ту пору Кубок Радивое Корача считался одним из самых сильных турниров, по аналогии с футбольным Кубком УЕФА. Однако называть официально первый ленинградский турнир "Мемориалом Белова" советская власть запретила.
"Я до последнего убеждал и обком КПСС, и в Москву слал телеграммы. Но все было бесполезно, - вспоминает Михаил Чупров, один из главных организаторов первого Кубка. - Официально Ленинград получил лишь разрешение провести "Турнир профсоюзных команд". Но нам удалось разместить портрет Саши на официальных афишах. А в последний день соревнований на большом табло "Юбилейного" горела надпись "Турнир памяти олимпийского чемпиона Александра Белова".
Дело было не только в привычке советской власти все согласовывать. Имя Александра Белова находилось в Ленинграде под негласным запретом. Всему виной происшествие, случившееся 23 января 1977 года на таможне. "Спартак" как раз вылетал за границу в Италию играть матч Кубка Кубков. Жили спортсмены в те годы бедно и промышляли, как все советские люди: за границу возили кто икру, кто водку, продавали, покупали импортные вещи, везли обратно и продавали здесь. В СССР это было незаконно, но так поступали многие спортсмены, в том числе некоторые спартаковцы. В тот день среди сумок команды в аэропорту "Шереметьево" оказалась и сумка с икрой и парой икон. Чья она была, по сей день неясно, вряд ли принадлежала Белову, однако контрабанду "повесили" на него. Многие потом думали, что Сашу "заказал" главный тренер ЦСКА Александр Гомельский. Ведь Белова дисквалифицировали, и без него москвичи спокойно обыграли своего главного конкурента - "Спартак".
Сашу не только отстранили от матчей, но и отобрали у него звание заслуженного мастера спорта. Вернули после смерти. Известный баскетбольный историк и статистик Юрий Кузнецов, работавший тогда в "Спартаке", позвонил в Москву и спросил: "Как хоронить олимпийского чемпиона - как мастера спорта международного класса или как заслуженного?" От звания зависел "чин" похорон. "Как заслуженного", - ответила Москва. К моменту проведения первого мемориала табу продолжало действовать. Вот и приходилось организаторам поминать легендарного баскетболиста как бы втихаря.
Кубок достался, Кубок разбился
В 1997 году "Спартак" в финале мемориала Белова выиграл у словенской команды "Крка". Матч вошел в историю по трем причинам. Во-первых, это была последняя игра, которой с тренерской скамейки "Юбилейного" руководил Владимир Петрович Кондрашин. (Вообще-то наставником "Спартака" в ту осень был молодой Борис Ливанов, но на Кубке Белова команду усилили воспитанники Кондрашина братья Пашутины, Геннадий Щетинин и Сергей Гришаев, и Ливанов из этических соображений уступил место мэтру.) Во-вторых, тренеры "Крка" обиделись на судей и увели свою команду с площадки - ни до, ни после аналогичных скандалов в финале Кубка не случалось. В-третьих, добыв победу и почетный трофей, "Спартак" сразу же его: лишился.
Чего только не рассказывали потом болельщики! И что из вазы игроки принялись пить шампанское, да не удержали. И что из-за недоданных денег ею хватил об пол раздевалки Гришаев. И что кто-то из игроков хотел засунуть Кубок в кольцо, повиснуть на щите и так сфотографироваться:
На самом же деле все получилось буднично, хотя без Гришаева не обошлось. После награждения спартаковцы отдали хрустальную вазу Владимиру Петровичу. Он положил приз в сумку, сумку дал на сохранение двум корреспондентам популярной в те годы спортивной газеты "Северный форум", а сам отправился в раздевалку. "Мы сели на скамейку и неподалеку поставили сумку с Кубком, - вспоминает работающий сейчас в отделе спорта "Известий" журналист Андрей Митьков. - Из раздевалки вышел Гришаев. Когда он проходил мимо, мы встали, чтобы поприветствовать его. Скамейка качнулась, Кубок упал и разбился".
Большой привет от Абдул-Джаббара
Еще одна трагикомичная история, связанная с Кубком Белова, - это эпопея с приглашением звезд НБА. С 1996 по 1998 годы генеральным спонсором турнира был официальный дилер "Форда" компания "ТДВ-Авто". На мемориал 1998 года она выделила рекордную до настоящего момента сумму - 250 тысяч долларов. Из них 150 тысяч - на призовой фонд и организацию соревнований. На оставшиеся 100 тысяч в Питер должны были привезти сборную ветеранов НБА во главе с легендарным Каримом Абдул-Джаббаром. Ветераны не приехали, случился грандиозный скандал, ведь деньги за океан были перечислены авансом. "ТДВ-Авто", которому обещали финал "Спартак" - "Звезды НБА" и трансляцию матча не то по "Евроспорту", не то по СNN, сложил с себя полномочия генерального спонсора.
О пропавших деньгах по Петербургу ходило легенд не меньше, чем о разбитом кубке. Читатели "АиФ-Петербург" первыми узнают, что доллары для Абдул-Джаббара: никто не своровал. Их просто "прохлопали". С агентом ветеранов был заключен следующий контракт. Условно говоря, 15 декабря игроки собираются в Нью-Йорке, получают вперед гонорары за поездку, разбирают билеты и отправляются в тот же день на самолете в Питер. Три дня гуляют, смотрят город, отдыхают в "Прибалтийской", потом играют и уезжают. Однако директор турнира Олег Киселев то ли из желания сэкономить на пребывании звезд, то ли по какой-то другой причине купил и послал им билеты на самолет не на 15-е, а на следующий день. Посмотрев на эти билеты, Абдул-Джаббар и остальные ветераны сказали "о'кей", поделили денежки и разъехались обратно по своим Техасам и прочим Калифорниям. Юридически контракт был нарушен русскими, вот почему никто даже не обращался в суд.
Утрем нос Гомельскому
Нынешний турнир тоже имеет свою легенду, правда, со знаком "плюс". Она объясняет, как на подорвавший собственную репутацию и отпугнувший спонсоров мемориал удалось зазвать сильнейшие команды Европы - ЦСКА, "Эфес Пилсен", "Тау Керамику" и "Виртус".
Свою роль сыграло то, что соревнования второй раз организуют не мифические структуры, имеющие довольно смутное отношение к легендам питерского баскетбола, а "Санкт-Петербургский фонд развития баскетбола Владимира Кондрашина - Александра Белова". Его учредили три человека: Игорь Оноков - двоюродный брат Саши Белова, Александра Овчинникова - супруга Саши - и Евгения Вячеславовна Кондрашина, супруга легендарного тренера.
Но главная же загадка - почему согласился "войти в дело" директор ЦСКА Сергей Кущенко, благодаря которому в "Юбилейном" и соберется самая представительная за всю историю мемориала баскетбольная "тусовка". Мнений немало. Но "в народе", т. е. у ленинградских любителей баскетбола, помнящих знаменитые противостояния "Спартака" и ЦСКА в 70-е годы, популярна следующая версия. Говорят, честолюбивый директор ЦСКА и "наше все" армейцев, президент клуба Александр Гомельский никак не уживутся под одной крышей. Поддержав турнир памяти Кондрашина - Белова в городе Кондрашина - Белова, Кущенко может крепко насолить Александру Яковлевичу.