27 октября в Александринке состоялась торжественная церемония вручения высшей петербургской театральной премии "Золотой софит". Режиссером-постановщиком стал Александр Галибин.
Еще на дальних подступах к площади Островского привлекли внимание метавшиеся по небу прожектора, а в лоджии здания театра играл военно-морской духовой оркестр. Весь этот антураж настраивал на чуть тревожный лад.
Сцена была декорирована парусами, на ней стоял остов строящегося огромного корабля из спектакля того же Александра Галибина "Сказ о царе Петре". Ведущие Николай Буров и Александра Куликова вышли на сцену в матросской форме и общались по уставу. Впрочем, Александра Куликова воспринимала приказ "два наряда вне очереди" как сигнал к перемене гардероба. К концу церемонии из юнги она превратилась в даму в бальном наряде, а Николай Буров от матроса вырос до контр-адмирала. Острили тоже исключительно в морском стиле: прошедший театральный сезон характеризовали как кругосветку, полную бурь (критических). Спектакли-номинанты именовали не иначе как "белоснежные морские яхты", а о тех, кто не явился за наградами (практически все лауреаты Мариинского театра), говорили как об уплывших на белом пароходе. Губернатор Валентина Матвиенко вышла произносить приветственную речь в серо-синем костюме, в тон балтийской волне.
Лучшим спектаклем прошлого года назвали "Ревизора" в Александринке в постановке Валерия Фокина. Лучшим режиссером признан Лев Додин за "Дядю Ваню" в Малом драматическом. "Софит" за лучшую женскую роль получила Ксения Раппопорт, сыгравшая в "Дяде Ване" роль Елены Андреевны. Вот с определением лучшей мужской роли у жюри была загвоздка: уж очень много удач случилось у питерских артистов в прошлом сезоне. Номинантов было девять, впервые решили удостоить звания лауреата сразу двоих.
Лучшими актерами названы Сергей Мигицко за главную роль в спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений" в Театре им. Ленсовета и Сергей Паршин за роль Городничего в Александринском "Ревизоре". Когда победители вышли на сцену, Мигицко заявил, что больше всего за них порадовался бы комендант общежития Театрального института, потому что нынешние лауреаты жили тогда в одной комнате и сильно ему досаждали.
В номинации "Лучшая работа дирижера" были три претендента - Андрей Аниханов, Валерий Гергиев и Александр Сладковский. Ректор Консерватории Сергей Ролдугин, вышедший на сцену, чтобы провозгласить победителя, поначалу заявил, что как музыкант работал под руководством всех трех мэтров и вот наконец-то держит их в своих руках. Разорвав конверт и ознакомившись с содержимым, Ролдугин выкрикнул в зал лишь одно слово: "Да!" и только через пару секунд добавил: "Победил Валерий Гергиев".
Лучшей оперой назвали "Турандот" в Мариинке, певица Лариса Шевченко за исполнение заглавной партии получила "Золотой софит". Лучшим балетом провозгласили "Принцессу Луны, или Историю Такэтори" Театра оперы и балета им. Мусоргского. Лучшей балериной - Веру Арбузову за партию в балете "Кто есть кто" Бориса Эйфмана.
Хотя начало церемонии и настраивало на тревожный лад, ничего революционного на "Золотом софите" не произошло: заслуженные награды получили мэтры, справедливо отмеченные актерские работы. Жаль, что прошедший сезон не открыл новых имен, или, может, "Золотой софит" их не разглядел? Куда-то делась номинация "Лучший дебют", а ведь именно для молодых такая награда - маяк в творчестве.