В ДК им. Первой Пятилетки несколько лет работала альтернативная сцена "С'Танция", где выступали "неформалы" не только Питера, но и гости города даже из-за рубежа. Сейчас здесь проходит фестиваль "Прощай, Пятилетка!" Здание предназначено на слом, здесь вознесется новый корпус Мариинки. Открыл "церемонию прощания" "Комик-трест". 21-23 ноября - премьера кабаретного спектакля "Нафталин", 28-30-го - уже завоевавшая признание "Белая история". Руководитель "Треста" Вадим Фиссон выразил чаяния и боль всех артистов, которые потеряют последнее пристанище.
- Вадим, вы знаете точную дату закрытия ДК?
- Нет. В нашем городе открывается все очень медленно, ну а закрывается еще медленнее. Прошел слух, что снос откладывается. Точно ничего нельзя узнать, сплошные петербургские тайны. Но мы ко всему готовы, у нас ведь есть уличный спектакль "Антоний и Клеопатра".
-Наконец-то широкая публика вас увидит!
- Да, хотя сюжет, как вы понимаете, не для зимнего Петербурга. Будем искать большое помещение, а то недавно в метро пассажирка узнала нашего артиста Игоря Сладкевича и устроила ему скандал, почему "Комик-трест" редко выступает в родном городе. Как ей объяснить, что на Западе нас ждут, а здесь мы никому не нужны, "С'Танция" - единственный зал, который нам подходит, потому что вмещает оптимальное количество публики - 350 человек. Если он закроется, выступать будет негде. В Москве действует несколько центров современного искусства, я уже не говорю о Европе, где неформалам с удовольствием отдают во владение закрывшиеся фабрики. В Дрездене в таком помещении работает наш Антон Адасинский, в Потсдаме - наш театр "ДО". В Питере и фабрики закрывшиеся есть, и опустевшие ДК, только руководству города нет дела до поддержки современного искусства. Вот все и уезжали. А те, кто еще остается, на российских и международных фестивалях славу городу приносят: "АХЕ", "Кукольный дом", "Небольшой драматический театр", "Канон данс". Но в городе они - как неприкаянные.
Вот и для нас каждое выступление здесь становится подвигом - нужно самим платить и за аренду зала, и техническому персоналу, и еще привозить на "С'Танцию" свой свет и звук. Здесь можно было бы нормально обустроиться, и инвесторы находились, но в этой неопределенной ситуации никто деньги вкладывать не стал. Если бы в Питере был Центр современного искусства, нашлись бы спонсоры.
- Городу не по силам, кроме стационарных театров, поддерживать еще и неформальные:
- Выскажу крамольную мысль: назовите хоть один из стационарных театров, который имел бы свое лицо, - все похожи, тем более, режиссеры и актеры кочуют. А театр - это прежде всего позиция: творческая, художественная, гражданская. У "неформалов" она есть. То, что их не поддерживают, возможно, губит все лучшее.
Современное искусство может приносить городу и материальную пользу. У нас есть белые ночи, когда должны кипеть уличные фестивали. В мире есть много городов, которые такие фестивали и карнавалы спасли. Это ведь доход и магазинам, и кафе, и гостиницам.