Примерное время чтения: 7 минут
122

Святослав Бэлза всегда впереди классиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 24/12/2003

Так уж случилось, что в уходящем году о самых значительных событиях в культурной жизни нашего города рассказывал всей стране не петербуржец, а москвич - Святослав Бэлза. На канале "Культура" именно он вел трансляцию из Мариинского театра "Войны и мира", "Травиаты", грандиозного концерта Валерия Гергиева на Дворцовой площади, концертов Юрия Темирканова и Андрея Петрова. Впрочем, замечен Святослав Игоревич и на мероприятиях более камерных - совсем недавно он вел фестиваль "Терем-квартета".

Романтические связи

- Во время празднования юбилея я больше десяти дней работал в Петербурге для канала "Культура", - рассказывает Святослав. - Со многими известными петербуржцами у меня к тому же давняя дружба. Вот и с "Терем-квартетом", я даже снимался в фильме об этом коллективе, вел их концерт в Кремле.

С городом у меня еще и романтические связи. Впервые приехал сюда в нежном возрасте, сохранились фото - мне лет десять, стою в гольфиках у Медного всадника, Исаакия. Папа был членом Пушкинской комиссии и взял меня, когда приехал на конференцию в Пушкинский дом. Папа был влюблен в город, он умел рассказывать о нем через музыку, поэзию. Ленинград и меня поразил.

Жена и любовница

- Быть телеведущим - ваше призвание?

- Меня знают как телеведущего, но основная профессия и призвание - литература. :Как-то прислали журнал с моим интервью под заголовком: "Жена и любовница Святослава Бэлзы". Мама, которая стояла на страже фамильной чести, взволновалась: "Опять про тебя сплетни?" А это был серьезный материал, просто я в нем сказал такую фразу: "Литература - моя законная жена, а музыка, телевидение - любовница. Но, как это бывает и в жизни, с любовницей больше проводишь времени и больше получаешь удовольствия".

Около сорока лет я проработал в Институте мировой литературы старшим научным сотрудником.

- Пошли по стопам отца?

- Папа как раз музыкант! Но он был человеком энциклопедическим: и композитор, и музыковед, и историк культуры. Много занимался литературой: помимо Пушкинской комиссии, был председателем Дантовской в Академии наук, знал большинство европейских языков настолько, что в Сорбонне читал лекции по-французски, в Вене - по-немецки, в Италии - на итальянском, да еще о звуковом строе стиха Данте, ну а в родной Варшаве, разумеется, по-польски. Он был неутомимый труженик, господь даровал ему долгую жизнь - только месяц не дожил до девяностолетия. Мама тоже музыкант, написала пять книг о великих композиторах. Родители мечтали, чтобы я пошел по их стопам, но, возможно, меня в детстве перекормили музыкой, и я поступил в Университет, изучал славянскую филологию.

- Знаете столько же языков, сколько отец?

- Меньше, но все-таки свободно говорю по-английски, поэтому вел концерты в Лондоне и Нью-Йорке, а этим летом - по-немецки в Берлине. Долгое время с немецким не было практики, пришлось напрячься, но ничего, немцы даже понимали мои шутки. Ну и, конечно, знаю польский, чешский, словацкий.

Впереди классиков

- В филологии удалось достичь таких же успехов, как на ТВ?

- У меня есть научные статьи, но главное - написал предисловия более чем к ста книгам зарубежных авторов, 25 лет уже переиздаются "Три мушкетера" с моим предисловием, оно даже переведено на казахский, латышский, что льстит авторскому самолюбию. Писал и к целым собраниям сочинений -Жюля Верна, Бальзака: Как сказал один острослов: "Если хочешь быть впереди классиков, пиши предисловия". Вот я и полюбил этот жанр. Мне повезло: на моем пути встретился Грем Грин, я сопровождал его в поездках по России, он приглашал меня к себе в Антиб. Я подготовил шеститомное собрание сочинений Грина, может, последнего великого писателя ХХ века. Сейчас надо писать предисловие к Гашеку.

- А пишете легко?

- Пишу легко, труднее найти время почитать. Когда пишешь к каким-то общеизвестным великим книгам, как к примеру "Приключения Тома Сойера", нужно либо что-то новое сказать, либо старое - по-новому.

С кем работать

- Когда вы ведете концерт кого-то из современных музыкальных классиков, это ведь похоже на написание предисловия?

- Принцип тот же. Мне приходилось вести концерты и Лучано Паваротти, который знаменит, как "Три мушкетера".

А если говорить о ТВ, то не только я веду передачи, но и они меня ведут: сложились дружеские отношения со многими, кто составляет славу нашей музыкальной культуры. Когда предстоят юбилеи, эти люди заранее меня ангажируют. :Семь лет назад я вел 90-летие Игоря Моисеева в Большом театре, и он сказал: "Слава, мне очень понравилось. Я вас приглашаю вести мое столетие". - "Игорь Александрович, проблема только для меня. В том, что вы доживете, не сомневаюсь". Потом я вел его 95-летие и напомнил о приглашении на столетие, он ответил, что делает что может.

...Наверное, потому, что папа дожил до такого преклонного возраста, я с особым пиететом отношусь к великим старикам, мне удалось пообщаться и снять передачи с Дмитрием Лихачевым (папа с ним дружил), Галиной Улановой, Иваном Козловским, пил водку с Вадимом Козиным в Магадане, когда ему было за 90.

Одновременно в двух местах

- На телеэкране вы всегда такой импозантный, холеный, нужно постоянно следить за собой?

- Все от природы, от папы с мамой. А то, что я все время на экране - это иллюзия. Я разъезжаю много, за последние 15 лет не был дома ни одного целого месяца, мой кот меня иногда даже не узнает! Но ТВ позволяет делать чудеса. Вот недавно ездили с группой канала "Культура" в Ригу вести прямую трансляцию "Аиды", а в это время в Москве впервые выступал один из самых знаменитых дирижеров мира Джеймс Ливайн. Телевидение впрок записало мои диалоги о маэстро. Трансляция его концерта была прямая, а мои съемки так органично вошли, что никто и не догадался.

Мэтры и дети

- Моя карьера на ТВ началась с передачи "Музыка в эфире", которая просуществовала на "Первом канале" девять лет. А потом как с актером происходит: не только человек играет роль, но и роль играет человека. По мере того как начал мелькать на экране, стали приглашать вести концерты. Чем дальше, тем больше, но я часто отказываюсь, потому что репутация зарабатывается десятилетиями, а теряется в одночасье. Один популярный эстрадный певец за немалые деньги приглашал меня провести его концерт в зале Консерватории, но я в подобном не участвую: есть места, не побоюсь громких слов, - священные. А работаю я с двумя категориями людей, это либо наши мэтры, либо талантливые дети.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах