10 марта "Экспериментальная сцена" "Балтийского дома" покажет "эскиз" спектакля "Золушка" Евгения Шварца. "Экспериментальная сцена" - это труппа, возглавляемая режиссером Анатолием Праудиным, созданная в 1999 году, до этого Праудин был главным режиссером ТЮЗа. В новый театр с ним пришла звезда ТЮЗа Ирина Соколова, активно сотрудничает Николай Иванов. За четыре года выпущено шесть спектаклей, которые отмечены призами фестивалей, "Бесприданница" получила "Золотой софит", а "Царь Piotr" был назван лучшим спектаклем, созданным к 300-летию города. И вот теперь - "эскиз" "Золушки". Странный жанр, за разъяснениями мы обратились к Анатолию Аркадьевичу:
- "Эскиз" - это рабочий показ, без костюмов и декораций. Для нас полезен, не знаю уж, как для зрителей. Премьера намечена на осень. А до этого мы выпустим еще один спектакль - "Поэму без героя" по Анне Ахматовой, который сыграем 9 мая.
- И часто у вас параллельно идут две работы?
- Как правило, потому что лучший отдых от спектакля - другой спектакль.
- А настоящий-то отдых бывает?
- После показа "Золушки" я, наверное, дам артистам два выходных.
- "Золушка" привлекла тем, что мечты сбываются?
- Это же все проделки феи, поэтому так до конца и не ясно, "счастье" было или приснилось.
- Так, по-вашему, наяву ничего не было?
- По-моему, пусть уж этот мир принадлежит мачехе и сестрам. А Золушка должна преодолеть последние сантиметры земного притяжения и оставить эту землю нам на растерзание.
- Вы меня пугаете: Золушка должна уйти в мечты или... в мир иной?
- В мир своих грез и фантазий. Вначале-то, конечно, у нее есть момент такого легкого заболевания: на бал хочется, завидует сестрам, а Фея ее вылечила.
...Вы знаете, что в Америке детские психологи категорически не рекомендуют "Золушку", потому что воспитываются неверные установки?
- Американский прагматизм - вещь довольно противная.
- Наш еще противнее, потому что помножен на легенду о таинственном русском характере.
- Все мы немного "Золушки"! А как живется вашей труппе? В "Балтийском доме" вы не в роли бедной родственницы?
- Хорошо живется, потому что мы делаем то, что считаем нужным. Собственной репетиционной базы действительно нет, и, так как под крышей "Балтийского дома" существуют четыре театра, а сцены две, приходится в очередь стоять.
- В вашем театре собралась компания единомышленников?
- Да, причем артисты - воспитанники Корогодского или люди, близкие к этой школе. У нас есть свой метод подготовки спектаклей, это экспедиции: уезжаем на пару недель в места, близкие персонажу пьесы или автору. Проводим тотальную интеллектуальную атаку. Когда делали "Урок первый. Воскресенье" - ездили в деревню Куровицы, когда "Бесприданницу" - на Волгу, а когда "Царя Piotra" - в Голландию. Там это культовая фигура! Адрес театра в Заандаме, который предложил нам этот совместный проект, - улица Царя Петра.
- Меня смущает название "Экспериментальная сцена", ведь любая сцена по сути такова.
- Это название - изобретение Комитета по культуре, но оно прижилось. Мы же знаем примеры, когда первоначальный смысл утрачен, а название осталось - Ленком, Ленсовета.
- Ваши личные амбиции "Экспериментальная сцена" удовлетворяет, вы в прошлом - главреж ТЮЗа, ставили на большой сцене.
- Я и продолжаю работать на большой: в "Балтдоме" идут "Три товарища", скоро еду в Омск ставить "Чудаков" Горького. Амбиции, конечно, есть: поработать в "Комеди Франсез" или в Королевском шекспировском театре (улыбается), но сомневаюсь, что они осуществятся.
- Теперь мне понятна ваша Золушка. И все-таки так хочется верить, что не во сне, а наяву мечты сбываются.