193

Театр - живая машина. Валерий Фокин об амбициях и революции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 07/09/2016

В конце августа Александринский театр отпраздновал своё 260-летие, а 10 сентября стартует Международный театральный фестиваль, который так и называется - «Александринский».

Чувство памяти

- Конечно, 260-летие театра - дата историческая, - говорит Валерий Фокин, художественный руководитель труппы. - Мы отдаём дань памяти великим людям, связавшим жизнь с театром, ведь без этого невозможно двигаться вперёд. На свои средства восстановили памятник на могиле последнего директора императорских театров Владимира Теляковского, восстанавливаем надгробие главного художника императорских театров Александра Головина.

Старинный театр - всегда хранитель традиций, но они не должны давить на жизнь. Нужно держать руку на её пульсе, не успокаиваться, потому что всё может поменяться очень быстро. Сегодня добиваешься успеха, а что будет завтра? Театр - это же живая машина, это люди, их
амбиции.

Поэтому, когда меня спрашивают, каков же результат работы театра, отвечаю, что его нет. Может быть результат одного дня, а дальше возникают новые задачи.

Сейчас показателем принято считать количество зрителей. Но, на мой взгляд, это не главный критерий. Случалось, что люди уходили с величайших постановок, например, Мейерхольда. Неподготовленный зритель - это тоже проблема. А в театре бывают поражения, которые в конечном итоге оказываются дороже победы.

И вот уже в десятый раз мы проводим фестиваль национальных театров «Александринский». К нам приезжают труппы из Китая, Израиля, Японии, Италии. Важно посмотреть, насколько спектакли исследуют современность, не превратились ли театры в этнографические
музеи.

Осмыслить историю

Приближается 2017 год - это столетие революции, повлиявшей на историю не только нашей страны, но и на мировую. Проанализировать эти события, понять, что там было - очень важно для театра. Поэтому будем тем или иным образом, не обязательно впрямую, эту дату осмыслять.

Тут и спектакль «Чук и Гек» по легендарному детскому произведению Аркадия Гайдара, тут и «Баня» Маяковского, и «Оптимистическая трагедия» - классическая советская драматургия.

Я думаю, даже «Преступление и наказание» - премьера спектакля состоится 10 сентября - это тоже тема 1917 года.

Ну а сам буду делать спектакль о молодом Сталине, в его дореволюционный период, мне интересен анализ этого человека, как же он дошёл до жизни такой.

В октябре Александринский театр - единственный из России - приглашён на театральную Олимпиаду в польский город Вроцлав - культурную столицу Европы этого года. Поездка очень важная, потому что отношения наших стран складываются не лучшим образом. Надо налаживать культурные контакты. Покажем «Маскарад. Воспоминания будущего» - по драме Лермонтова и спектаклю Всеволода Мейерхольда, поставленному в Александринке в 1917 году. Во Вроцлаве проведём и мастер-классы, и лекции о Мейерхольде, и выставку. Хорошо, что появилось оживление, движение в сторону позитива, важно это не проиграть.

А вот с Венгерским национальным театром у нас уникальные партнёрские отношения. Я там репетирую спектакль «Крокодил» по рассказу Достоевского, а Аттила Виднянский здесь - «Преступление и наказание». Так что русские и венгерские артисты играют
Достоевского.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах