112

Лир по-пекински. Александринский театр открывает 260-й сезон

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 07/09/2015

Свою историю театр ведёт от 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета издала указ о первом российском профессиональном театре.

Классика и не только

- Накануне открытия сезона мы завершили реставрационно-восстановительные работы на могиле последнего директора императорских театров Теляковского на Серафимовском кладбище, - рассказал Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра. - Работу осуществили на средства, собранные в результате вечера памяти Владимира Аркадьевича и благотворительного показа спектакля «Маскарад».

По традиции перед новым сезоном мы возложили венки из роз на могилы императриц: Елизаветы Петровны и Александры Фёдоровны, в честь которой получил название наш театр. 

Ну а сам грядущий юбилей - это не что иное, как ответственность и умение высоко держать планку. 12 сентября мы начинаем не только сезон, но и IX Международный фестиваль «Александринский». В его афише - премьера «Ворона» Гоцци в режиссуре Николая Рощина, в театре эта пьеса ещё никогда не ставилась. К нам приедут итальянцы с «Вишнёвым садом», труппа из Тайваня, которая сыграет «Короля Лира» в жанре пекинской оперы, финский театр со своей трактовкой «На дне» Горького. Академия искусств Шанси из Китая привезёт спектакль «Жизнь в театре» в исполнении танцевально-драматического ансамбля.

Большая программа будет на Новой сцене. Хочу отметить экспериментальную постановку «Макбета» уже известного в Европе молодого польского режиссёра Кшиштофа Горбачевского. Взаимное влияние классики и современности - гарантия дальнейшего существования современного театра. 

Предать идею?

Новый сезон мы начинаем в жёстких экономических условиях, бюджет секвестрирован почти на 30%. В результате моих многочисленных писем часть средств вернули, но предупредили, что больше этого не будет, и нас ждут дальнейшие сокращения. Это коснётся, прежде всего, работ молодых режиссёров и художников. Как в этих условиях будет существовать Новая сцена - непонятно. Сделать дорогие билеты не имеет смысла. Изменить направление на коммерческое - это значит предать идею.

Сезон открываем в обстановке агрессивного чудовищного противостояния в культурной среде. Меня волнует деление на правых и левых, наших и не наших. И то, что «нашим» будем давать деньги, а другим - нет, поскольку всё это отвечает чаяниям налогоплательщиков. Будто налогоплательщики - это не мы с вами! 

Набирающие силу процессы - это не просто чьи-то поползновения, это политика, устанавливающая контроль за тем, что происходит, прежде всего, в новом искусстве. И при этом - непримиримость, мракобесие, риторика типично сталинско-ждановская. 

Такая же ситуация была и сто лет назад. Война идеологий, урезание денег на культуру, черносотенные союзы, революционеры. И все диктуют свои условия: одни хотят, чтобы Шаляпин пел «Дубинушку», другие - «Боже, царя храни». И никто не спрашивает, чего же хочет сам артист.

Вот я выписал слова тамбовского епископа Иннокентия об одном спектакле: «Может ли мученическая кончина великого пророка… служить предметом театра? Можно только удивляться, как драматическая цензура допускает такие пьесы, оскорбляющие чувства даже чуть-чуть религиозного человека». Написано в 1908 году Синоду по поводу постановки в Мариинском театре оперы «Саломея» в режиссуре Мейерхольда. 

Всё те же формулировки! Никак не могут, не хотят понять, что театр и церковь - разные вещи. Не понимают и - оскорбляются.

Таковы обстоятельства, в которых мы начинаем сезон. Меня они заставляют сосредоточиться, но не пугают, потому что они не новые. У старшего поколения есть советский опыт. Вот для молодёжи - сложнее. Если шарахнет, это будет для них неожиданностью.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах