23 июня метрополитен обещает пустить поезда между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества". Пробный поезд пройдет уже 27 мая, ко дню рождения города. На восстановление движения ушло 8 с половиной лет. Итальянский подрядчик дал 100-летнюю гарантию на новые тоннели, проложенные вместо затопленных в декабре 1995-го подземной рекой. Верят ему не все.
Мемуары и гонорары
О том, как ковалась победа над размывом, уже пишется книга. Ее избранные места питерским журналистам зачитал директор "Метростроя" Вадим Александров. Героические эпизоды - например, как французские водолазы в кромешной тьме меняли режущие кромки проходческого щита весом по 72 кг каждая, - в мемуарах будут описаны подробно. Какое место займет рассказ об ошибках итальянцев, из-за которых в 2001-м подземный "крот" отклонился от заданной траектории, а в 2002-м уже построенный тоннель дал протечку, метростроевский начальник умолчал.
Восстановленное метро должно было стать главным подарком к 300-летию Петербурга, а опоздало на год с лишним. Бывший губернатор Владимир Яковлев обещал штрафовать подрядчика за задержку, но штрафов не последует. "Они не выполняли обязательств перед нами, мы - перед ними по части своевременного финансирования, так что расстались без взаимных претензий", - сообщил начальник "Метростроя". Кстати, услуги концерна JV "Impregilo S.p.A./NCC AB" обошлись в 141 миллион долларов вместо 128 запланированных. "Отбить" хотя бы часть этих денег, продав проходческий щит "Виктория" или использовав его повторно, невозможно. По официальной версии, подобные механизмы изготавливаются специально под конкретный проект, а строить тоннели такого типа Петербург пока не собирается. По версии неофициальной, "крот" находится в плачевном состоянии. Не случайно Вадим Александров предлагает превратить щит в... памятник. Тогда ведь никто не спросит, рационально ли тратятся народные деньги.
По итальянскому следу
Еще 29 ноября 2003 года "Виктория" установила под землей последнее, 1121-е бетонное кольцо. Когда итальянский подрядчик ушел из тоннелей, российские строители занялись привычным делом. Уложили под путь основание из бетона и щебня, смонтировали рельсы, контактные сети, напичкали тоннель электроникой и сигнальными устройствами. Кроме того метростроевцы разрезали и демонтировали все временные железобетонные перемычки, защищавшие разорванную ветку метро от возможных неприятностей во время стройки.
Осталось срастить вновь построенный перегон с "малым" и "большим" участками Кировско-Выборгской линии. Главная проблема - станция "Лесная". После аварии под землей ее пришлось окружить радиусами для разворота поездов. Теперь через них нужно проложить нормальные пути. Временные коммуникации предстоит переделать и на подъездах к станции "Площадь Мужества".
На все про все, включая обкатку, расчеты отводили 28 дней. Поскольку поезда в это время будут доходить только до станции "Площадь Ленина", возникнут большие неудобства для жителей северных районов. Подумав, работники метрополитена решили, что успеют и за 15 дней.
Век для тоннеля - много или мало?
Когда поезда смогут ходить от Девяткино до проспекта Ветеранов, как в старые добрые времена, "Метрострой" перебросит силы и средства на другие участки подземного "фронта". На очереди станция "Комендантский проспект", которую начальники вдруг стали называть "Богатырская", выход станции "Спортивная" на Васильевский остров, второй наклонный ход станции "Балтийская" и соединение с поверхностью станции "Адмиралтейская". Возвращаться на участок размыва в ближайшем будущем никто не собирается - считается, что после проходки тоннелей все неприятности позади.
Однако специалисты сомневаются, что тоннели, как обещал подрядчик, простоят 100 лет в целости и сохранности. Щит "Виктория" оставил под землей своего рода "гусеницу": жесткие части обделки, бетонные кольца, чередуются с резиновыми уплотнителями. За счет этого тоннели могут даже слегка "провисать", сохраняя целостность. Но еще в 2002 году группа экспертов под руководством ректора Горного института Владимира Литвиненко нашла в итальянской технологии изъян: если через стык между блоками начнет просачиваться вода, отремонтировать обделку не удастся. А течи неизбежны, так как резина есть резина - со временем она стареет и трескается.
Эксперты два года назад записали, что "в дальнейшем внутри тоннеля обязательно придется сооружать вторую обделку". Но строители решили обойтись хорошей гидроизоляцией. В зоне "размыва" внутренности проклеили специальными материалами, гидролистом и гидротекстилем, а для отвода влаги проложили дренажные трубы. Если давление на "гусеницу" будет равномерным, какое-то время подобная система проработает. Но в районе плывуна и вообще в сложных грунтах, залегающих между "Лесной" и "Площадью Мужества", о "равномерности" говорить трудно.
Опасный сосед сверху
Если тоннели метро здесь стали гибкими, то канализационный коллектор, под которым проложили две новых магистрали, остался чем был - жесткой и хрупкой трубой из железобетона, пропускающей за сутки свыше 300000 кубометров нечистот. Колебаний, а тем более подвижек грунта она может не вынести. Когда в 1975-м прорвало коллектор в районе Рижского проспекта, за считанные минуты образовалась воронка в 13 метров глубиной и около 80 метров диаметром.
Коллектор под улицей Карбышева от манипуляций подземного "крота" не пострадал. Теперь все ждут начала движения подземных составов. Вадим Александров старается развеять сомнения: "От метрополитена коллектору ничего плохого не будет!" (Кстати, чтобы уменьшить воздействие поездов, в дорожное "корыто" уложили 66 тонн специального виброгасящего материала "SEDRAPUR".) А скептики вспоминают тот самый мост, который развалился от солдатского марша.
На языке науки воздействие марширующего войска называется динамической нагрузкой. Когда через участок размыва пойдут поезда, подобная нагрузка появится и там. Как поведут себя тоннели, насколько удастся снизить вибрацию, возникнут ли колебания в почве - все это до 23 июня лишь предмет теоретических споров. Даже питерский геофизик Адам Гликман, чья теория локальных тектонических нарушений наиболее полно объясняет все аварии на участке размыва, осторожен в прогнозах. "Чтобы сказать, выдержит ли коллектор, нужно решить сложное уравнение. Одна из многочисленных неизвестных - состояние самой трубы, наличие в ней трещин и микротрещин. Я подобной информацией не располагаю".
Кстати, в метрополитене, надеясь на лучшее, продолжают внимательно следить за состоянием земной поверхности в районе пересечения своих тоннелей с трассой коллектора. Со зданий завода "Аврора" между Политехнической улицей и улицей Карбышева никто не торопится снимать специальную маркшейдерскую аппаратуру, отслеживающую малейшие подъемы и опускания грунта.
Потерпеть, чтобы поехать
25 мая ОАО "Метрострой" передаст участок "Лесная" - "Площадь Мужества" ГУП "Петербургский метрополитен". Чтобы восстановить сквозное движение поездов, движение по Кировско-Выборгской ветке метро, начиная с 5 июня, будет ограничено.
С 5 по 11 июня поезда начнут следовать до станции "Площадь Ленина". Движение на участке "Площадь Мужества" - "Девяткино" продолжится в прежнем режиме. Станции "Площадь Ленина" и "Площадь Мужества" свяжет наземный транспорт - бесплатный автобус N 80.
С 12 июня закроются и станции "Площадь Мужества" и "Политехническая". Маршрут автобуса N 80 будет продлен до станции метро "Академическая". На линию выйдут 60 машин с интервалом движения в 1 минуту. От железнодорожной станции "Ручьи" до Финляндского вокзала автобусы N 100 начнут следовать с интервалом 5-11 минут.
Кроме того, от станции "Выборгская" до "Площади Ленина" будут ходить трамваи N 20 и 61. Увеличится частота движения троллейбусов N 31. Разрабатывается новая схема движения для коммерческих перевозчиков - большинство маршрутов, заканчивавшихся у "Лесной", продлят либо до станции метро "Петроградская", либо до Финляндского вокзала.