В Петербурге по одному из телеканалов несколько часов в день идут проповеди религиозного содержания. Проповедники цитируют Библию, но понять, к какой конфессии они принадлежат, невозможно. Слышал, что это секта "неопятидесятников". Как к ним относится Православная Церковь? С. Порохов
На вопрос отвечает сотрудник миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Георгий Иоффе:
- Конфессионально эти телепроповедники принадлежат к неопятидесятникам-единственникам, то есть они отрицают Святую Троицу, повторяя известную во 2-3 веках по Р. Х. ересь "модализма" или "савелианства", осужденную Церковью. Поэтому мы не можем называть их не только "протестантами", как они иногда себя рекомендуют, но даже и христианами. Но не это главное. Такого рода организации мы называем тоталитарными сектами или деструктивными культами.
У любого деструктивного культа есть два основных признака: это обман при вовлечении и контроль сознания адептов. Ни в одной традиционной религии такого нет. У движения неопятидесятников нет определенного центра. Оно разбито на множество отдельных общин, каждая из которых носит свое название. Например, "Миссия Благая Весть", "Живая Вода", "Новая жизнь", "Новое Поколение" и так далее. Они поддерживают определенные контакты друг с другом и имеют поддержку от определенных структур в Москве, которые лоббируют их интересы, пытаясь представить неопятидесятников традиционной протестантской конфессией России. При вербовке новых членов они используют острые социальные проблемы, например спекулируют на проблеме наркомании, обещая чудесное исцеление. При этом тщательно скрывают свою конфессиональную принадлежность, говорят, что они просто христиане.
Внутри общины применяется жесткий контроль над поведением, эмоциями, информацией, тотальный контроль над личностью. Пастор, стоящий во главе общины, обладает непререкаемым авторитетом. Периодически на него снисходят "откровения", "пророчества". Пользуясь этим, он диктует члену общины, с кем можно общаться, а с кем нет. Нам известны случаи, когда дети под их воздействием порывали с родителями и уходили из семьи. Неопятидесятники изучают Писание, но избирательно, и трактуют его так, как им удобно. Выступая в СМИ, они говорят о том, что все религии равны, но внутри общины проводят четкое разделение: "мы", верующие во Иисуса - спасены, а "они", неверующие или верующие неправильно - нет. Православных называют в лучшем случае идолопоклонниками.
Во время богослужения, которое выглядит как шоу с молитвенными элементами, неопятидесятники используют практики, которые, по свидетельству медиков, разрушительно воздействуют на психику человека. Например, во всех общинах практикуется "языкоговорение", когда человек, впадая в транс, начинает нести тарабарщину. Кроме того в некоторых группах практикуется "торонтское благословение" - длительный бессмысленный смех, похожий на истерический припадок. "Поверженность в духе" - обморочное состояние. "Молитва мук рождения" - конвульсии. Все эти экстатические состояния для них - свидетельство снизошедшей на человека благодати. И постепенно адепты впадают в сходную с наркотической зависимость от этих состояний.
Есть свидетельства, что проповедники, проводящие богослужения "неопятидесятников", владеют техниками введения в транс и гипноз. И пользуясь этим, проводят во время богослужений денежные сборы.
Кроме того у членов общины формируются две главные эмоции: вины и страха. Например, при помощи публичных исповедей у прихожан вызывают чувство вины перед всеми, убеждают, что они плохо угождают Богу. А вслед за этим у них появляется страх потерять круг "избранных", которые обязательно спасутся.
По экспертным оценкам, численность неопятидесятников (еще их называют неохаризматиками или "Движение веры") в России более 250 тысяч человек. Они проводят агрессивную политику привлечения новых адептов. Это не может не тревожить. Но бороться с кем-либо не входит в задачи Церкви. Это дело государства. Мы же можем только свидетельствовать, что дела их злы. К сожалению, в СМИ нам редко предоставляется такая возможность.