Примерное время чтения: 6 минут
97

Зоопарк после ЗООлетия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 02/06/2004

Уж который год Ленинградский зоопарк живет в странном состоянии - в ожидании если не коренного перелома, то очередного вывиха. Прежний губернатор Яковлев и его окружение с удовольствием затравили тогдашнего директора зоопарка Корнеева, чтобы вдоволь наиграться в любовь к животным.

Без руля и без ветрил

Уже год царит в зоопарке директор Ирина Скиба. После серии абсолютно непрофессиональных директоров, навязанных зоопарку "сверху", которые пороли чушь перед сотрудниками и делали глупость за глупостью, проработавшая много лет с животными Скиба могла показаться идеальным руководителем: работу знает, в зоопарке с младых ногтей. Немногие кадровые работники, выжившие после массовой травли профессионалов, вздохнули с облегчением: Скиба была одной из них, с нею они пили чай и болтали непринужденно. В общем, своя в доску.

Но почему-то процветание не навалилось. Вот как-то не вытанцовывается нормальная жизнь в зоопарке, да и только. Все, что строилось по гениальным замыслам прежних пастырей зоопарка в послекорнеевский период, строилось медленно и плохо. Унылый вид перекопанной территории не красили и прежние сооружения: старые, ветхие, убогие, они вызывали ассоциации с тюрьмой, а не с музеем живой природы, как гордо именует себя зоопарк. Несмотря на то что клятвенно обещали зоопарк превратить в рай для животных, сделано не слишком много. Например, обещания перевезти террариум с Сенной, сделанные разными вице-губернаторами, мы слышим года два как минимум. Вернее, слышали - теперь о зоопарке предпочитают помалкивать, даже несмотря на его грядущее 140-летие.

Сейчас сделали мощение на дорожках, подмели под кустами. Но при тех деньгах, которые давали зоопарку в последние годы, должно было появиться что-то еще. Что-то еще появлялось только в идеях. Идеи были весьма примечательные. Одна последняя чего стоит.

Несознательные звери

Уж кому-кому, а Скибе было хорошо известно, что никогда столько народу не приходит в зоопарк, как в мае. Любой нормальный директор зоопарка только и мечтает, чтобы в этом месяце как-нибудь уменьшить наплыв народа. Тем более в нашем зоопарке, весьма тесном. Причина проста. Во-первых, такое количество народа приводит к тому, что люди просто мешают друг другу, во-вторых, как такое паломничество мешает животным - уж и говорить не приходится. Не знаем, в курсе ли разные чиновники и организаторы, но в мае животных посещает прихоть ежегодного размножения. Вот не хотят они рождать детенышей и насиживать яйца в ноябре, когда в зоопарк все равно мало кто ходит. А большинству приспичивает в мае, когда дети, не вывезенные еще на каникулы, канючат: "Хочу в зоопарк! Хочу посмотреть на зверюшек!" Очень несознательные животные. Как будто в зоопарке они - это главное.

Нет, главное в нынешнем Ленинградском зоопарке - это привлечение посетителей любым путем. Поскольку кардинальных изменений в лучшую сторону за последние несколько лет не произошло, то нынешней администрации приходится изыскивать все новые способы приманки публики. Злополучный фестиваль, о котором так много сказано и написано, - одна из таких приманок. Люди приходят в зоопарк, платят деньги за вход, а им еще и какую-то программу предлагают - послушать что-нибудь, поиграть во что-нибудь. Фестиваль заявлен как благотворительный, то есть чтобы денежки собрать - хоть бы и на зебр.

Но подсчитать, сколько собрано с помощью благотворительных концертов, невозможно - потому что билеты продаются не на концерты, а на вход в зоопарк. Определить, кто пришел только в зоопарк и на концерт попал случайно, а кто пришел только на концерт и зоопарк осмотрел уж заодно, не представляется реальным. Кроме того, новая администрация не желает понимать простого закона: если погода хорошая - в зоопарк идет народ и без приманки, а если плохая - никакими концертами не заманишь. На концерты люди ходили в зал лектория, но эта практика была пресечена как неугодная новому руководству, хотя как раз она приносила реальные деньги.

Еще раз про грабли

Есть еще один пунктик г-жи Скибы: она немедленно уцепилась за старинную идею переноса зоопарка из центра на выселки. Наталья Гергилевич, бессменный проводник сей нетленной идеи, сейчас абсолютно не стеснена в распространении этих мыслей всеми возможными способами. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать сайт зоопарка (после ухода Корнеева, который делал зоопарковский сайт и по праву автора унес его с собой, новым хозяевам пришлось сделать новый сайт, отражающий их взгляды на мир). Самое забавное, что то место на озере Долгом, куда прежний губернатор хотел загнать зоопарк, уже отдано под застройку. А ведь план переноса был рассчитан именно на этот кусок территории, было подробно расписано, какие животные где будут жить и какие угодья им отводятся. Значит, надо делать совершенно новый план для новой территории, которую никто еще зоопарку не дал и давать в обозримом будущем не собирается. А это стоит денег, которых у зоопарка нет.

Возникает ощущение, что нынешняя администрация зоопарка плохо понимает, что делает. Постоянный уход сотрудников со скандалом, время от времени возникающие жуткие истории, когда посетители рассказывают, как живых кошек скармливают хищникам на глазах публики (уж про то, что лишних детенышей свинок-пекари тоже отправляют к хищникам живьем, мы и не заикаемся), неразбериха со строительством и реконструкцией - не это должно быть основой жизни зоопарка как музея живой природы. То, что у зоопарка сейчас нет реального плана развития, это очевидно. Тех же зебр посадят в антилопник, который на ладан дышит. По-хорошему его надо бы полностью реконструировать, а для этого в нем не должно быть животных. Нет, тратятся деньги на то, чтобы снова купить копытных и поместить их в отвратительные условия.

Какой-то финал у всего этого должен быть. Нельзя бесконечно испытывать терпение живого организма, каким несомненно является зоопарк. В конце июня истекает срок контракта нынешнего директора Ирины Скибы. Заключать новый с нею не торопятся - в одном из интервью г-жа Скиба горестно вздохнула, что сама не знает своего будущего. Комитет по культуре, которому непосредственно подчиняется зоопарк как музей, должен принять решение, от которого зависит судьба старейшего в России зоопарка. Хочется верить, что решение будет принято правильное: положение может спасти только возвращение в зоопарк Корнеева, его отстранение от должности было всего лишь следствием подковерных игр прежней администрации города. Потому что следующий "новый директор", возомнивший себя большим специалистом в управлении таким сложным хозяйством, может угробить дело окончательно. Он еще раз наступит на грабли - удар придется по всему зоопарку.

Животные - очень милые друзья: не задают вопросов и не критикуют.

Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс), английская писательница (1819 - 1880)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах