Считается, что в индустрии моды занята четвертая часть человечества. Так ли, не так, судить трудно. А вот то, что потребителями моды является 100 процентов населения планеты, напротив, неоспоримо. Кто-то где-то когда-то придумывает все эти пиджаки и топики, ботинки и тапочки, сумки, шляпки, зонтики. Потом кто-то другой все это шьет, тачает, вяжет. Потом кораблями и самолетами, поездами и машинами "содеянное" доставляется в некую торговую точку, в которой уже мы с вами - потенциальные покупатели - оцениваем сугубо прагматически: модно - не модно, подходит - не подходит, дорого - дешево. А вот каким образом попал французский галстук на улицу разбитых фонарей, на потребительском уровне мало кого волнует.
И даже если галстук свой вы полюбите больше всего на свете, то вряд ли подумаете с благодарностью о том неизвестном человеке, который необъяснимым образом нашел ваш аксессуар и доставил его прямо на вашу шею.
Все блузки мира
Знаете ли вы, что дважды в год в немецком Дюссельдорфе проходит гигантская выставка моды? В огромных павильонах представлена продукция сотен фирм. Все краски мира собраны здесь в многочисленных коллекциях. Непосвященный вряд ли сохранит адекватность. Не верите? Сходите в большой магазин и начните выбирать хотя бы одну вещь. В дюссельдорфском варианте сложнее не на один порядок, но и посетители собираются здесь не поглазеть. Впрочем, это и не посетители вовсе, а байеры - торговые закупщики. Представляют они крупные и состоятельные торговые фирмы, ведь только такие могут себе позволить участие в выставке-ярмарке масштаба дюссельдорфской или миланской. Кстати, участие - это не просто изнурительный просмотр. Главное - заключение договоров на поставку конкретных партий товара, а это уже ответственность и риск.
Лотерея для торговли
Заказать сотню розовых кофточек или полосатых сорочек для грядущего сезона и не прогадать может только опытный закупщик. Так что если вы в самую середину лета, 16 июля, приобрели такую обновку в крупном универмаге, знайте, что еще в августе прошлого года эту модель присмотрели в Дюссельдорфе, а ранней весной она (маленькая часть огромной летней коллекции) прибыла в Петербург. Так же и с зимним ассортиментом: в феврале его приметили, в августе он начнет поступать и продаваться. Заметим, в небольшие магазины вещи поступают стихийно, в основном в виде остатков партий, кроме, разумеется, монобрендов (бутики торгуют изделиями своей "родовой" фирмы).
- Торговые предприятия играют в лотерею, - констатирует генеральный директор объединения ЛАК Леонид Якубовский. - Побеждает в ней тот, у кого больше практики, шире оборот, кто лучше работает с покупателями, изучает их вкус. Другие универмаги сдают в аренду кусочки помещений, мы же в PLATO отрабатываем собственные уникальные площади в полном объеме и идем только вверх. Кстати, уже 1 августа открываем свой четвертый универмаг.
Из жизни процентов
А в Европе тем временем знаменитые кутюрье генерируют новые творческие идеи, тем самым задавая модные тенденции, подхватываемые производителями. Кто победит в этой гонке, неизвестно, ведь рынок и без того насыщен монбланами текстиля, кожи и трикотажа. Вся надежда на нас, потребителей. Мы, кстати, и в этом отношении отличаемся непредсказуемостью национального менталитета. Отечественные красавицы способны голодать неделями, чтобы купить на сэкономленные дензнаки умопомрачительный топик в пятьдесят квадратных сантиметров и носить его три жарких петербургских дня с чувством глубочайшего удовлетворения. Или, напротив, схватить у тетки-коробейницы "настоящую Италию" за двести рублей и наслаждаться иллюзиями те же три дня, пока галантерейный эрзац не развалится на трухлявые части. Для особо наивных скажем, что даже в Италии с ее мацареллами не бывает бесплатного сыра, а рожденный на Апеннинах жакетик стоит никак не меньше 200 у.е. И пока он добирается до Пулковских высот, обрастая налогами, пошлинами, наценками, цена его практически удваивается.
- Торговая наценка не может быть маленькой, иначе магазин разорится, - подчеркивает Леонид Якубовский. - В Европе нормальными считаются наценки в 150-200%, правда, у них нет таможенных пошлин при работе на внутреннем рынке. В отечественной практике нужно реализовать не меньше половины товара со стопроцентной наценкой, чтобы только вернуть деньги обратно. А остальное? Если продать его со скидкой 30% - выйдешь на закупочную цену, а где взять деньги дальше?
Сделано нами
Преодолеть такую "арифметику" по силам только профессионалам. Современный маркетинг, отличное знание конъюнктуры, развитые связи, мобильность - классные специалисты на то и классные, чтобы использовать все возможности. Нас, покупателей, волнуют собственные проблемы, и, выбирая товар, мы в основной своей массе ищем хорошее и недорогое. От кутюр пусть тщеславятся избалованные единицы.
- Сегодня весь мир покупает одежду, сшитую в нескольких странах, - продолжает Леонид Якубовский. - Среди них - Россия. Подчеркну, наша отечественная продукция более чем успешно выходит на мировой рынок. Российские производители шьют по-настоящему хорошо, и их изделия, выполненные по заказу известных фирм с пометкой "изготовлено в России", пользуются в той же искушенной Европе отличным спросом. Так что пора бы и нашим людям отказаться от снобизма и далеко не всегда оправданной любви к "загранице". Все большее число отечественных фирм выпускают отличную продукцию, и крупные магазины могут представить ее во всем многообразии. Наша задача - сделать желание покупателя результативным, предоставив ему максимальный выбор моделей, размеров, расцветок. При этом человек купит хорошую вещь не за 500 долларов, а за 50. Прекрасно оденется и сохранит здоровье, поскольку на сэкономленные деньги купит больше фруктов да съездит отдохнуть.
Как ни крути, но одежду мы с вами покупаем не для того, чтобы просто прикрыться. Хотим хорошо выглядеть и нравиться людям, соответствовать времени и вкусам. Сегодня в фаворе откровенно манящее и повышенная обнаженность. Может, это не слишком здорово, ну и пусть себе - мода так скоротечна! И если юные барышни стремятся явить миру загорелые пупочки, модной индустрии игнорировать сие обстоятельство никак нельзя.