Далеко не всякий дачник становится счастливым обладателем участка с таким удобным водоносным слоем, что прокопал колодец - и готово. Прокопать-то можно, но нет гарантии, что, во-первых, вода будет близко, во-вторых, что она окажется питьевой.
В глубинах
Что делать? Бурить скважину. Печальный дачник начинает искать буровиков. Находит. Звонит. Узнает цену и хватается за сердце: в среднем тыща рубликов за метр, пройденный в глубь родины-матери. А иные предприниматели берут и сто долларов за метр. И где гарантия, что вода будет, причем хорошая? О, не беспокойтесь, улыбаются буровики, мы бурили в соседнем районе трем "новорусским", не вода у них, а шербет! Дачник робеет: "Да мне бы не шербет, а хрустальную жидкость из глубин, как на бутылках пишут". Ему объясняют, что хрустальная жидкость добывается с таких сотен метров, что ему в жизни по деньгам не потянуть. А вот метров 15-20 проковырять на его огороде - это реально. Любопытно было послушать нескольких разных бывших и настоящих бурильщиков, которых, несомненно, роднило понятное нежелание называть свои имена, о некоторых тонкостях взаимоотношений с заказчиками:
- Сначала надо найти воду, потом бурить. Место скважины обычно определяет хозяин. Ему сосед дядя Петя с помощью проволочки нашел воду, как его учил другой сосед дядя Вова. Хотя те же геологи говорят, что никаким физическим или метафизическим способом невозможно до метра определить место водяной жилы. Да еще и бур уводит в сторону, это же не монолитная вертикальная колонна, а набор штанг. Мы можем участвовать в обсуждении места бурения, но обычно предпочитаем не встревать: тогда невозможно будет свалить на хозяина неудачу.
В крупных буровых компаниях есть свои гидрогеологи, но и услуги такой компании обойдутся заказчику на порядок дороже, поэтому дачники предпочитают мелкие конторы. Кстати, гидрогеолог, опирающийся на гидрогеологическую карту 30-летней давности, тоже не всегда добивается успеха. Есть даже точка зрения, согласно которой, у нас нет ни одной правдивой гидрогеологической карты.
Сквозь толщу
Мало кто из заказчиков знает, что последующее обслуживание скважины должно быть записано в договоре. Если договор не хотят составлять - вам бурят "левым" способом. Обслуживание состоит в следующем: замена обсадных труб (это которые загнаны в скважину, чтобы она не заплывала), наращивание их; чистка скважины от ила и плывунов; извлечение и разбуривание упавших насосов и камней. Это стоит денег - но дешевле новой скважины.
Должна насторожить настоятельная просьба буровиков, чтобы хозяева не путались под ногами, в смысле - чтобы отсутствовали на участке:
- Да у вас в лучшем случае будут водку пить, в худшем - пробурят на меньшую, чем вам заявят, глубину, а деньги возьмут за большую. Сразу нужно договориться, кто платит за горючее и за трубы. Если хозяин не надзирает за процессом, могут положить одно количество обсадных труб, содрать с вас за другое (разумеется, большее). Качество труб тоже проверить будет невозможно - те ли это, что куплены для вас, т. е. хорошие, или хорошие давно проданы налево.
Многие дачники полагают, что бурить лучше не летом, а зимой. Отчасти это объясняется тем, что зимой не видно, как машина мнет грядки с клубникой. Буровики обычно произносят загадочную фразу: "Зимой проявляются резонансные свойства скважины". Но геологи, не зарабатывающие бурением, утверждают, что это - просто набор слов, а фраза должна поразить воображение впечатлительного дачника. Правда, буровики-практики очень ругают зимнее бурение. Во-первых, водки уходит больше, чем горючего. Во-вторых, замерзает глинистый раствор, который закачивают в скважину при проходке. В-третьих, на морозе рвутся резиновые элементы гидравлических систем.
Кулак к носу
Обычно бурят до тех пор, пока вода не пойдет. Первый горизонт - так называемая "верховодка", то, что просачивается с поверхности.
- Мы зовем хозяина, спрашиваем: "Нравится такая вода?" Тот смотрит в эту мутную жижу и отрицательно мотает головой. Забуриваемся до следующего водоносного слоя. Операция повторяется. Так - до тех пор, пока хозяин, посчитав в уме примерную глубину, не понимает, что деньги его на исходе. Вода все равно какая-то не такая. Хозяин сообщает это нам. А мы в ответ: "Вам нужна была вода? Вот ваша вода. Вот кабы не было воды, то и разговор был бы другой. Нужно глубже? Платите дальше. Нужно в другом месте? Платите за новую скважину".
Бывает и такое. Бурили скважину, дошли до гранита. Пробиваться через камень - сложно и дорого. Решили рвануть его - в надежде на то, что пойдут трещины, авось из какой-нибудь воды насосет, так бывает. Да что-то не рассчитали при взрыве, в результате ни воды, ни буровой - она ухнула в образовавшуюся дырищу. Хозяин, явившись на свой участок, был крайне недоволен.
Если нет воды или нанесен урон территории, начинается выяснение отношений. Если хозяин - "чисто конкретный человек", он может заставить бурильщика бесплатно бурить еще и еще, пока что-то не найдется. Для бурильщика-частника пара таких неудачных "пробуров" может означать разорение. Если же хозяин - тихий дачник, инженер на пенсии, то здоровенный засаленный кулак бурильщика, поднесенный к носу заказчика, становится порой решающим аргументом.