Примерное время чтения: 3 минуты
50

Устав как средство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21 25/05/2005

Уставный суд Петербурга признал незаконными все нормативно-правовые акты, изданные администрацией губернатора. В городе заговорили о надвигающемся правовом коллапсе: слишком много юридически значимых действий Смольный успел совершить, основываясь на отмененном УС постановлении правительства СПб "Об администрации губернатора" от 18 ноября 2003 года.

Но, споря о том, грозит ли Валентине Матвиенко преследование, "вплоть до уголовного", аналитики выводят из конфликта то, что из него невыводимо. И упускают важное следствие. Решив 14 марта, что Смольный был не вправе превращать "администрацию Петербурга" в "администрацию губернатора" простым переименованием, УС указал на юридическую неточность. Своим вердиктом от 20 мая страж питерской Конституции обнаружил две дыры в законодательстве, которые... не позволяют выполнить волю самого Уставного суда. Отсутствует и механизм реализации его решений (в отличие от суда общей юрисдикции), и механизм обжалования таковых.

Простой пример. Когда УС запретил выдвигаться на третий срок Владимиру Яковлеву, речь шла о еще не свершившемся событии. А здесь предписание УС касается событий, уже имевших место. Так, администрация губернатора приняла на работу 600 сотрудников. Если их увольнять, будут ущемлены права, свободы и законные интересы. И, по Конституции, граждане будут вправе в районном суде... обжаловать решение УС, которое - по нынешнему закону об Уставном суде Петербурга - "обжалованию не подлежит".

Студент-юрист Голованов, с иска которого все и началось, мог не просчитать такую коллизию. Глава УС Николай Кропачев, возглавляющий юрфак СПбГУ, - вряд ли: слишком опытен в оказании давления на определенных персон, не угодных федеральной власти, законными методами. А вдобавок - имеет репутацию человека, остро чувствующего конъюнктуру.

Суть интриги, однако, не в том, что Молчанов и Осеевский, "замкнутые" на банкира Когана, якобы решили "свалить" давнего соперника Виктора Лобко. Самая популярная нынче версия не объясняет, во-первых, почему Кропачев подыграл "новым питерским менеджерам". А во-вторых, почему Валентина Матвиенко защищает Лобко гораздо упорнее, чем принято в советской бюрократической системе.

По версии источника, близкого к полпредству, уход Матвиенко в правительство в самом деле предрешен, причем - на место Фрадкова. Однако ни ей, ни людям, лоббирующим ее повышение и способным включить нынешнего губернатора в список преемников Путина, далеко не все равно, кто возглавит Смольный. Если б назначение было вопросом дней, губернатору не имело бы смысла сражаться. Напротив, нынешнее бодание с УС можно рассматривать как демонстрацию в духе Высоцкого: "Вы не волнуйтесь, я не уехал, и не надейтесь, я не уеду" (в ближайшем будущем).

Вместе с тем вопрос о следующем губернаторе остается открытым. Из потенциальных претендентов активно обсуждаются Александр Беглов и Георгий Полтавченко. Впрочем, в новых условиях всеобщего назначения "возможны варианты". Юрист Николай Кропачев, действительно близкий главе Администрации президента Медведеву и не чужой Путину, очень вовремя напомнил о своем существовании.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах