В общем-то, я хотел написать о стволовых клетках. Вернее, о том, действительно ли можно с помощью последних научных открытий проводить омоложение организма, как обещает сегодня кричащая реклама.
Но когда я обратился с этим вопросом к руководителю Отдела клеточных культур Института цитологии РАН доктору биологических наук Георгию Петровичу ПИНАЕВУ, он предложил мне посмотреть: балет. Поэтому ниже о балете будет больше, чем о стволовых клетках.
О чудесах говорить рано
Причем здесь балет, удивился я. Оказалось, что уже более 20 лет сотрудники института раз в год ставят своими силами балетное представление. Один из этих спектаклей, "Ученик чародея", как раз и посвящен стволовым клеткам. А языком искусства, по мнению Георгия Петровича, на многие вопросы ответить легче, чем мудреными научными выкладками.
Но для начала надо все же пояснить, что такое стволовые клетки. Стволовая клетка - это такая клетка, которая может стать родоначальником любой другой клетки человеческого организма. Ведь способность к обновлению выявлена сегодня даже у клеток головного мозга и сердечной мышцы. В теории стволовые клетки "гуляют" по организму, ищут поврежденные места и способствуют их восстановлению. Апеллируя к этой теории, коммерсанты от медицины уже предлагают за пару процедур полное омоложение организма. Но вернемся к балету.
Георгий Петрович поставил кассету с записью спектакля и стал комментировать. Потому что научный балет все же требует комментария.
"Вот смотрите, чародей с учеником ставят опыты на клетках. Клетки красивые и радостные, весело танцуют. Вот к чародею приходит старуха и просит вернуть ей молодость. Он отказывается. Но ученик втайне от него берется помочь старухе. Чародей уходит, а ученик пытается повторить его действия с клетками. Поначалу все идет прекрасно, но вдруг клетки выходят из-под контроля и превращаются в страшных монстров. Их танец ужасен. И только чародею, по счастливой случайности вернувшемуся в лабораторию, удается усмирить их бунт".
В общем, вывод прост. В теории за стволовыми клетками будущее, но о широком практическом применении говорить пока рано. Сегодня в медицине стволовые клетки используются только для регенерации кожи при обширных ожогах и в ограниченных пределах для восстановления некоторых других тканей. Но меня уже больше интересовали не клетки, а научный балет.
"Какой научный секретарь? Он же танцует!"
Георгий Петрович не только основатель отдела клеточных культур и коллекции, которая снабжает клеточным материалом все научные лаборатории России, но и художественный руководитель балетной труппы Института цитологии. Когда-то сам танцевал на сцене. "Я родился в музыкальной семье и с детства был окружен музыкой, - рассказывает он. - Родители погибли в блокаду, и когда я вернулся в 16 лет из эвакуации, то остался совершенно один. По знакомству меня устроили работать осветителем в Кировский театр, и за три года я выучил весь его репертуар наизусть. А потом стал танцевать в самодеятельности". Затем была учеба в институте Лесгафта и на биофаке университета. Одновременно Георгия Петровича пригласили в Народный театр балета. "У нас были замечательные педагоги из Вагановки, - вспоминает Георгий Петрович. - Многие из моих партнеров потом ушли на профессиональную сцену. У меня тоже был такой шанс. После окончания биофака были сложности с поступлением в аспирантуру. И тогда я устроился стажером в Малый оперный театр. Через год аттестационная комиссия рекомендовала меня в основную труппу. Но буквально на следующий день поступило предложение пойти в аспирантуру, от которого я не смог отказаться".
О том, что променял балетную стезю на научную, Георгий Петрович ничуть не жалеет. Он остался в Народном театре, объехал с гастролями пол-Европы и одновременно активно занимался наукой. "В театре только избранные горят на сцене, - говорит он. - Большинство выходит на сцену, потому что работа такая. А в любительском театре танец у людей - это хобби, поэтому глаза горят постоянно". Правда, увлечение танцами чуть не испортило Георгию Петровичу научную карьеру. Когда ему предложили стать научным секретарем Института цитологии, он должен был пройти утверждение в обкоме партии. "Какой научный секретарь, - воскликнул председатель комиссии, - он же на танцульки ходит!" Комиссию убедили, что с танцами покончено. На самом же деле Георгий Петрович продолжал танцевать на сцене до 1973 года, и только потом окончательно ушел в науку. Но не надолго.
В любительском театре подкупает искренность
Потребность реализовать себя не только в науке, но и на сцене оказалась сильнее. И Георгий Петрович стал ставить балеты в стенах родного института. Началось все с самодеятельного спектакля к Новому году. Георгий Петрович сам подобрал музыку и поставил хореографию. Спектакль назывался "Каменный гибрид". Представление имело столь оглушительный успех, что с тех пор научный коллектив института поставил уже более 20 спектаклей. "Как-то мы выступали на международной научной конференции со спектаклем "15 минут из жизни клетки". Как образуются клеточные структуры, как клетка делится - все это можно выразить в танце. Так американцы сказали, что если бы мы привезли это представление к ним, то сразу стали бы богатыми людьми", - улыбается Георгий Петрович.
В конце апреля Георгий Петрович в свои 76 лет вновь вышел на сцену и станцевал главную партию в очередном спектакле. Пришлось подменять приболевшего солиста. "В лаборатории мы капаем в пробирки, рисуем кривые, выражаем результаты в формулах, но не можем высказать своего отношения к жизни, - говорит он. - Театр позволяет это сделать. Главное - не потерять искренность".